Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики

Перспективы образования » Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики » Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики

Страница 1

Одной из актуальных тем сегодняшнего дня является коммуникативная компетентность и ее составляющие (умение слушать, понимать других, умение передать информацию). Развитию коммуникативных способностей способствуют прежде всего уроки русского языка и чтения. Образовательная система «Школа 2100» единственная, в которой риторика является обязательным предметом. Ведь именно риторика непосредственно учит общению .

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. На уроках риторики школьники учатся общаться, овладевают коммуникативно-речевыми умениями и навыками. В данный курс обязательно включается и работа над качеством, выразительностью, точностью речи. Чтобы добиться лучших результатов в этом виде работы, необходимо привлечение разных специалистов: учителя, логопеда, психолога.

Анализ педагогических опытов учителей, педагогов позволил нам выделить следующие методы, приемы, формы, упражнения:

Методы:

1) беседа (Е.Н. Пирожкова Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И.Полежаева, Г. Г. Мисаренко);

2) творческие и сюжетно-ролевые игры (В.Н. Эмбер, Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

3) создание и постановка проблемных ситуаций (О.Н. Сивцева, Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина , Е.И. Полежаева);

4) моделирование (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

5) проигрывание и анализ ситуации речевого общения (В.Н. Эмбер, Е.В. Болдаревская Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

Приемы развития коммуникативных способностей:

1) составление диалога (Е.Н. Пирожкова);

2) анализ текста (Е.Н. Пирожкова, В.И. Тимофеева Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

3) устные пересказы и рассказы (Р.В. Шепелева Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

4) словесное иллюстрирование (Е.Н. Пирожкова Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

5) создание речевых ситуаций (Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

6) инсценирование (Р.В. Шепелева);

7) дискуссии (Г. Г. Мисаренко);

8) коллизии (И.В. Сергиенко).

Формы:

1) эвристические уроки: интеллектуальная игра (Р.В. Шепелева Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

2) оргдеятельностные уроки: уроки целеполагания (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева), уроки рецензирования (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева), самооценки (В.Н. Эмбер), рефлексии (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

3) уроки когнитивного типа: урок исследования объекта, урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез) - (Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

4) уроки креативного типа: урок-игра (Е.В. Болдаревская, А.В. Броцкая Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева), урок-фантазия (В.Н. Эмбер, И.В. Иванова), поисковый урок (А.В. Броцкая Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева), урок символотворчества (В.Н. Эмбер), урок составления задач, урок «изменения» истории (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева), урок - эвристическая ситуация (А.В. Броцкая), прогностический урок, урок защиты творческих работ (В.Н.Эмбер), урок-концерт (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева).

Л.В. Бахарева - учитель риторики гимназии № 17 г.Перми; И.В. Базюлькина - психолог гимназии № 17; Е.И. Полежаева - логопед гимназии № 17. Команда специалистов в своей деятельности используют такие методы как творческие и сюжетно-ролевые игры, создание и постановка проблемных ситуаций, проигрывание и анализ ситуации речевого общения. С первых занятий речевая разминка на уроках риторики проводится под руководством логопеда. Работая

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Критерии отбора передового педагогического опыта
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта. Без этих компонентов нет надёжного критерия и, значит, невозможна объекти ...

Особенности альтернативных систем обучения
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумывался над ней. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основ ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстояте ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru