Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики

Перспективы образования » Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики » Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики

Страница 1

Одной из актуальных тем сегодняшнего дня является коммуникативная компетентность и ее составляющие (умение слушать, понимать других, умение передать информацию). Развитию коммуникативных способностей способствуют прежде всего уроки русского языка и чтения. Образовательная система «Школа 2100» единственная, в которой риторика является обязательным предметом. Ведь именно риторика непосредственно учит общению .

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. На уроках риторики школьники учатся общаться, овладевают коммуникативно-речевыми умениями и навыками. В данный курс обязательно включается и работа над качеством, выразительностью, точностью речи. Чтобы добиться лучших результатов в этом виде работы, необходимо привлечение разных специалистов: учителя, логопеда, психолога.

Анализ педагогических опытов учителей, педагогов позволил нам выделить следующие методы, приемы, формы, упражнения:

Методы:

1) беседа (Е.Н. Пирожкова Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И.Полежаева, Г. Г. Мисаренко);

2) творческие и сюжетно-ролевые игры (В.Н. Эмбер, Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

3) создание и постановка проблемных ситуаций (О.Н. Сивцева, Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина , Е.И. Полежаева);

4) моделирование (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

5) проигрывание и анализ ситуации речевого общения (В.Н. Эмбер, Е.В. Болдаревская Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

Приемы развития коммуникативных способностей:

1) составление диалога (Е.Н. Пирожкова);

2) анализ текста (Е.Н. Пирожкова, В.И. Тимофеева Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

3) устные пересказы и рассказы (Р.В. Шепелева Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

4) словесное иллюстрирование (Е.Н. Пирожкова Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

5) создание речевых ситуаций (Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

6) инсценирование (Р.В. Шепелева);

7) дискуссии (Г. Г. Мисаренко);

8) коллизии (И.В. Сергиенко).

Формы:

1) эвристические уроки: интеллектуальная игра (Р.В. Шепелева Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

2) оргдеятельностные уроки: уроки целеполагания (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева), уроки рецензирования (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева), самооценки (В.Н. Эмбер), рефлексии (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

3) уроки когнитивного типа: урок исследования объекта, урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез) - (Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева);

4) уроки креативного типа: урок-игра (Е.В. Болдаревская, А.В. Броцкая Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева), урок-фантазия (В.Н. Эмбер, И.В. Иванова), поисковый урок (А.В. Броцкая Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева), урок символотворчества (В.Н. Эмбер), урок составления задач, урок «изменения» истории (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева), урок - эвристическая ситуация (А.В. Броцкая), прогностический урок, урок защиты творческих работ (В.Н.Эмбер), урок-концерт (В.Н. Эмбер Л.В. Бахарева, И.В. Базюлькина, Е.И. Полежаева).

Л.В. Бахарева - учитель риторики гимназии № 17 г.Перми; И.В. Базюлькина - психолог гимназии № 17; Е.И. Полежаева - логопед гимназии № 17. Команда специалистов в своей деятельности используют такие методы как творческие и сюжетно-ролевые игры, создание и постановка проблемных ситуаций, проигрывание и анализ ситуации речевого общения. С первых занятий речевая разминка на уроках риторики проводится под руководством логопеда. Работая

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Организация дистанционного обучения учащихся
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере техн ...

Экологическое воспитание дошкольников
Система экологического воспитания дошкольников включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении: содержание экологического воспитания, способы его реализации (методы и технологии), организацию и управление процессом. ...

Эмпирическое исследование особенностей обучения детей с задержкой психического развития в инклюзивной школе
Исследование особенностей обучения учащихся первых классов с задержкой психического развития проводилось в первых классах ГОУ СОШ № 518 г. Москвы и специальной коррекционной начальной школы – детского сада VII вида № 1822г. Москвы в октябре 2010 года и в марте-апреле 2011 года. Цель эмпирического и ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru