Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики

Перспективы образования » Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики » Обобщение опыта учителей РФ и РС по развитию коммуникативных способностей младших школьников на уроках риторики

Страница 4

Программа И.В. Ивановой, учителя начальных классов МОУ «СОШ №6» г. Иркутск, создает условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

Реализуя программу, учитель опирается на следующие приоритетные принципы:

1) свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2) ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3) возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4) единство обучения, воспитания, развития.

5) практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Она часто использует приемы создания речевых ситуаций, устные пересказы и рассказы, а также беседа с учениками.

Самое главное, учитель отмечает, что использование этих приемов очень нравится ее ученикам. При организации урока, Ирина Валерьевна, чаще всего использует метод графической и звуковой имитации. Также она использует метод создания и постановки проблемных ситуаций.

Р.В. Шепелева, учитель риторики СОШ №1 г. Пермь стремится к тому, чтобы нравственные качества расцветали не только на уроке, но и в душе каждого ребенка. Она должна быть как цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность.

Поэтому, немного разнообразив свои уроки, она использует различные приемы обучения: устные пересказы и рассказы, инсценирование и т.д. Таким образом, обыкновенный урок превращается в маленький праздник, дискуссию, своеобразный спектакль, где знания усваиваются и запоминаются как бы сами собой. Основная форма работы на уроке - интеллектуальная игра. Важную роль на занятиях с младшими школьниками играют инсценировки. Дети в игре, выполняя разнообразные социальные роли, накапливают тем самым определенный нравственный опыт. Урок риторики и развития речи учащихся также способствует хорошей, свободной речи. Здесь уместно заметить, однако, что в школе, и даже в начальных классах, ощущается тенденция отделения риторики от целостной системы родного языка: это вредная практика. А ведь риторика неотделима от культуры речи, от стилистики, от поэтики, от литературы, от сочинительства. Через ситуации произведений ученики вводятся в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Принцип расположения материала предусматривает разнообразие эмоциональных впечатлений и событийного ряда и ориентирует на знакомство с нравственными нормами поведения в «большом» и «малом» мире.

Особенность уроков В.И. Тимофеевой, учителя младших классов Нижне-Бестяхской СОШ - это атмосфера теплоты человеческих отношений, которая создается с помощью музыки, живописи, литературы. Она использует метод беседы, и материалами ее уроков часто служат рассказы В.А. Сухомлинского. В них заложены глубокий нравственный смысл, подкупающая искренность, их отличает яркий язык. Рассказы короткие, но их эмоциональная насыщенность огромна. Происходящие в них события требуют от детей размышления, поиска выхода из проблемной ситуации нравственного характера.

Г. Г. Мисаренко канд. пед. наук, г. Москва пишет, что коммуникация многопланова. Она может осуществляться в рамках учебной деятельности, где язык используется как средство познания, и в рамках социальной сферы, где требуются речевые умения адекватно входить в ситуацию общения с тем или иным человеком и выходить из неё, правильно вести разговор со сверстником и взрослым, с врачом, продавцом или пассажиром в транспорте. Поэтому она на своих уроках часто использует метод беседы и прием дискуссии. Также метод беседы и прием дискуссий она использует при изучении и закреплении нового материала.

Сергиенко Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №142 г. Омска считает, что использование коллизий в обучении является эффективным средством интеллектуального и эмоционально-волевого развития учащихся, так как оно способствует их взаимопроникновению и воздействию друг на друга. Традиционно, «гладкость» урока, правильность и незамедлительность ответов учащихся на вопросы учителя, четкость выполнения фронтальных заданий считаются важнейшим признаком правильного педагогического процесса, так как это свидетельствует об успешном овладении школьниками программным материалом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Упражнения, ориентированные на развитие письменной речи
При обучении чтению главное, чтобы задание создавало установку на чтение: учащийся должен чётко осознать с какой целью он читает, какие приёмы, соответствующие этой цели, он должен использовать. Обучение чтению начинается с чтения звуков, слогов, слов, затем словосочетаний, предложений, и высшей ед ...

Мышление
Это процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Или отражение связи между предметами и явлениями. При помощи мышления, человек способен познать то, что не дано непосредственно в восприятии. Операции мышления: 1. Анализ – расчленения сложно ...

Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского
В период с 1927 по 1929 год в коммуне имени Дзержинского существовали учебные мастерские: слесарно-механическая, деревообделочная, швейная и сапожная. Кроме того, была организована кузница. Задача учебных мастерских заключалась в том, чтобы приобщить воспитанников, бывших беспризорных детей, к труд ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru