Система исторических понятий как основа понимания истории Украины
Генезис явления позволяет доходчиво показать и причинно-следственные связи. Перед сообщением о возникновении нового явления важно так раскрыть порождающие его причины, чтобы для учащихся возникновение его было логически оправданным, необходимым и, может быть, даже ожидаемым следствием. В свою очередь, связь явления с породившими его причинами помогает понять его функции и сущность.
Усвоение характеристики явления (например, государства, капитализма) в его первоначальных зачаточных формах позволяет в дальнейшем путем сопоставления их с более развитыми формами этого же явления отчетливее осознать процесс развития.
Естественно, что в познании последовательности фактов, так же как в познании их синхронности и длительности, важная роль принадлежит хронологии.
Однако осознанию и запоминанию отношений последовательности помогает не только заучивание и сопоставление дат, но смысловые связи и отношения между фактами. В силу этого необходимо обращать серьезное внимание на осмысление учащимися отношений последовательности, их обоснование и доказательство. Особенно ценным доказательством последовательности служит то, что данный факт явился причиной или предпосылкой другого.
В обучении путь познания развития общества займет, прежде всего, от того, о каких сторонах общественной жизни идет речь.
Относительно просто усваиваются политические изменения. Изучение их почти всегда опирается на познание конкретных событий (революции, государственные преобразования, создание политических партий и организаций) и нередко связывается с действиями исторических деятелей (гетманов). При этом требуется четко выявить, что нового каждое событие внесло в политическую жизнь по сравнению с предшествующим временем. События и связанные с ними изменения, систематизированные в сознании учащихся в последовательные ряды, создают относительно целостные знания о процессах политического развития общества .
Усвоение развития производительных сил и производственных отношений представляет для школьников средних классов значительные трудности.
Социальные революции приводили к перестройке в структуре общества, но, для того чтобы революция смогла произойти, нужно было длительное созревание социально-экономических и политических условий. Развитие производства и социального состава общества складывается из бесконечно большого числа изменений, часто трудно уловимых, из возникновения новых явлений, которые со временем становятся действенными факторами в истории. Даже такое крупное событие в развитии производительных сил, как изобретение паровой машины, лишь постепенно в результате большого числа усовершенствований, получило распространение. В школьных курсах истории экономическое развитие общества в определенный период характеризуется в тематических главах, параграфах. Опыт показывает, что периоды, применительно к которым характеризуются экономические процессы, должны быть достаточно длительными для того, чтобы показатели каждого из них существенно отличались от сопоставимых показателен предшествующего и последующего времени. При излишней дробности периодов увеличивается нагрузка на память учащихся, но результат получается обратный: школьникам труднее понять тенденции социально-экономического развития в узких временных рамках; в сознании учащихся стирается специфика периодов, и они хуже усваивают общий процесс.
Статьи о педагогике:
Классификация задач
В зависимости от целей классификации выбирают основание для ее проведения и на его основе получают те или иные группы текстовых задач, которые объединяет либо метод решения, либо количество действий, которые необходимо выполнить для решения задачи, либо схожий сюжет. В зависимости от выбранного осн ...
Исследование уровня тревожности на этапе адаптации учащихся 5-ых классов
Цели: освоение умений и навыков постановки целей, формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решения исследовательских задач и задач психологической работы; - углубления и закрепления теоретических знаний, приобретенных в процессе пла ...
Особенности альтернативных систем обучения
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумывался над ней. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основ ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

