Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Перспективы образования » Теория преподавания истории Украины в школе » Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Страница 4

Генезис явления позволяет доходчиво показать и причинно-следственные связи. Перед сообщением о возникновении нового явления важно так раскрыть порождающие его причины, чтобы для учащихся возникновение его было логически оправданным, необходимым и, может быть, даже ожидаемым следствием. В свою очередь, связь явления с породившими его причинами помогает понять его функции и сущность.

Усвоение характеристики явления (например, государства, капитализма) в его первоначальных зачаточных формах позволяет в дальнейшем путем сопоставления их с более развитыми формами этого же явления отчетливее осознать процесс развития.

Естественно, что в познании последовательности фактов, так же как в познании их синхронности и длительности, важная роль принадлежит хронологии.

Однако осознанию и запоминанию отношений последовательности помогает не только заучивание и сопоставление дат, но смысловые связи и отношения между фактами. В силу этого необходимо обращать серьезное внимание на осмысление учащимися отношений последовательности, их обоснование и доказательство. Особенно ценным доказательством последовательности служит то, что данный факт явился причиной или предпосылкой другого.

В обучении путь познания развития общества займет, прежде всего, от того, о каких сторонах общественной жизни идет речь.

Относительно просто усваиваются политические изменения. Изучение их почти всегда опирается на познание конкретных событий (революции, государственные преобразования, создание политических партий и организаций) и нередко связывается с действиями исторических деятелей (гетманов). При этом требуется четко выявить, что нового каждое событие внесло в политическую жизнь по сравнению с предшествующим временем. События и связанные с ними изменения, систематизированные в сознании учащихся в последовательные ряды, создают относительно целостные знания о процессах политического развития общества .

Усвоение развития производительных сил и производственных отношений представляет для школьников средних классов значительные трудности.

Социальные революции приводили к перестройке в структуре общества, но, для того чтобы революция смогла произойти, нужно было длительное созревание социально-экономических и политических условий. Развитие производства и социального состава общества складывается из бесконечно большого числа изменений, часто трудно уловимых, из возникновения новых явлений, которые со временем становятся действенными факторами в истории. Даже такое крупное событие в развитии производительных сил, как изобретение паровой машины, лишь постепенно в результате большого числа усовершенствований, получило распространение. В школьных курсах истории экономическое развитие общества в определенный период характеризуется в тематических главах, параграфах. Опыт показывает, что периоды, применительно к которым характеризуются экономические процессы, должны быть достаточно длительными для того, чтобы показатели каждого из них существенно отличались от сопоставимых показателен пред­шествующего и последующего времени. При излишней дробности периодов увеличивается нагрузка на память учащихся, но результат получается обратный: школьникам труднее понять тенденции социально-экономического развития в узких временных рамках; в сознании учащихся стирается специфика периодов, и они хуже усваивают общий процесс.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Монолог как одна из форм говорения
Монологическая речь - это особый вид вербального общения людей, предполагающий процесс формирования и формулирования своих мыслей посредством звуковой системы языка. Продуктом монологического общения является монологическое высказывание, особое и сложное умение, которое нужно специально формировать ...

Программа деятельности ДДЮТ по развитию творческого потенциала подростков с использованием фотографии
Выбор и приглашение 20 воспитанников хореографического отдела и 20 воспитанников из спортивно-технического отдела принять участия в занятиях по искусству фотографии. Исследовательская работа для выявления начального уровня развития творческого потенциала учащихся, с помощью использования различных ...

Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой
Перестройка и обновление нашего общества затрагивают все об­ласти его материальной и духовной жизни. Не является исключени­ем и педагогическая наука. Ее общественное значение определяется тем реальным вкладом, который она может внести в решение про­блем реформы высшей и средней школы, в научно-мето ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru