Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Перспективы образования » Теория преподавания истории Украины в школе » Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Страница 3

Введение термина и определение понятия. Формируемые в обучении исторические понятия находят свое выражение в соответствующих словах-терминах. В методической литературе высказывается мнение, что формирование понятий возможно и без введения термина; например, термины «производительные силы» и «производственные отношения» впервые введены в курсе новой истории для VIII класса, между тем формирование этих понятий начинается гораздо раньше. Разумеется, учащиеся уже в обучении истории в VII-IX классах получают значительные сведения о производстве и о его месте в жизни общества. Однако без введения соответствующих терминов эти сведения аморфны; термин объединяет и обобщает их.

Выполнить в обучении свою познавательную роль термин может лишь при условии, что с ним в сознании всех школьников связывается конкретное и примерно одинаковое содержание. Поэтому введение нового термина всегда сочетается с раскрытием его содержания.

При введении нового, казалось бы, общеизвестного термина или терминов, перенесенных из других учебных предметов, необходима проверка, правильно ли и одинаково ли учащиеся класса их понимают. Исправлять закрепленное в памяти неверное понимание термина будет гораздо труднее.

В обучении истории используются различные формы определений.

В научной форме определения (дефиниции) указываются ближайшее родовое понятие — более широкая группа явлений, к которым принадлежит определяемое явление, и его видовые существенные признаки, выделяющие его из других явлений того же рода. Например, в словарике учебника истории Украины помещено определение: «акция (определяемое понятие) — ценная бумага (родовое понятие}, служащая свидетельством участия ее вла­дельца в капитале акционерного общества и дающая право на получение дохода (дивиденда) от его прибылей, изменяющихся в зависимости от доходности предприятия (видовые признаки) (в отличие от облигации .)».

Понятия общественно-экономических формаций в обучении истории. Центральными, узловыми понятиями школьного курса истории являются понятия общественно-экономических формаций. В средних классах вместо термина «формация» используется термин «строй».

Понятие об общественно-экономической формации объединяет, систематизирует множество понятий и представлений об исторических явлениях и сторонах общественной жизни на определенных этапах истории человечества, организует их в целостную структуру.

В ходе изучения истории у учащихся вырабатывается логическая схема понятия общественно-экономической фармации: возникновение формации и ее развитие; связь между производительными силами и производственными отношениями; классовая структура общества; политическая надстройка и ее связи с экономикой и классовой структурой; классовая борьба между антагонистическими классами и ее отражение в идеологии и искусстве.

Схема помогает выделять сопоставимые признаки и по ним сравнивать общественно-экономические формации. При сопоставлении формаций и выработке логической схемы понятия каждая последующая формация познается на более высоком уровне, чем предыдущие. И, наоборот, в процессе формирования понятий о последующих формациях глубже осознаются и конкретизируются понятия о формациях предшествующих. На сопоставлении и обобщении важнейших признаков общественно-экономических формаций познаются социологические категории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Методика работы над разными видами высказываний с различной лексической наполняемостью
К старшему дошкольному возрасту как заключительному этапу речевого развития детей перед началом их систематического школьного обучения предусматривается усложнение языкового материала и способов его введения в отработку на занятиях. В обучении детей предложениям как единицам речевых высказываний не ...

Общая характеристика учебной деятельности
Обучение - конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Правильное понимание самого процесса об ...

Анализ социально-культурной деятельности Дворца Детского Творчества Фрунзенского района
Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района — одно из крупнейших и старейших учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, создан в 1936 году как Дом художественного воспитания детей. Сегодня здесь занимаются около 6000 учащихся и работают 156 квалифицированных педагогов, ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru