Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Перспективы образования » Теория преподавания истории Украины в школе » Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Страница 3

Введение термина и определение понятия. Формируемые в обучении исторические понятия находят свое выражение в соответствующих словах-терминах. В методической литературе высказывается мнение, что формирование понятий возможно и без введения термина; например, термины «производительные силы» и «производственные отношения» впервые введены в курсе новой истории для VIII класса, между тем формирование этих понятий начинается гораздо раньше. Разумеется, учащиеся уже в обучении истории в VII-IX классах получают значительные сведения о производстве и о его месте в жизни общества. Однако без введения соответствующих терминов эти сведения аморфны; термин объединяет и обобщает их.

Выполнить в обучении свою познавательную роль термин может лишь при условии, что с ним в сознании всех школьников связывается конкретное и примерно одинаковое содержание. Поэтому введение нового термина всегда сочетается с раскрытием его содержания.

При введении нового, казалось бы, общеизвестного термина или терминов, перенесенных из других учебных предметов, необходима проверка, правильно ли и одинаково ли учащиеся класса их понимают. Исправлять закрепленное в памяти неверное понимание термина будет гораздо труднее.

В обучении истории используются различные формы определений.

В научной форме определения (дефиниции) указываются ближайшее родовое понятие — более широкая группа явлений, к которым принадлежит определяемое явление, и его видовые существенные признаки, выделяющие его из других явлений того же рода. Например, в словарике учебника истории Украины помещено определение: «акция (определяемое понятие) — ценная бумага (родовое понятие}, служащая свидетельством участия ее вла­дельца в капитале акционерного общества и дающая право на получение дохода (дивиденда) от его прибылей, изменяющихся в зависимости от доходности предприятия (видовые признаки) (в отличие от облигации .)».

Понятия общественно-экономических формаций в обучении истории. Центральными, узловыми понятиями школьного курса истории являются понятия общественно-экономических формаций. В средних классах вместо термина «формация» используется термин «строй».

Понятие об общественно-экономической формации объединяет, систематизирует множество понятий и представлений об исторических явлениях и сторонах общественной жизни на определенных этапах истории человечества, организует их в целостную структуру.

В ходе изучения истории у учащихся вырабатывается логическая схема понятия общественно-экономической фармации: возникновение формации и ее развитие; связь между производительными силами и производственными отношениями; классовая структура общества; политическая надстройка и ее связи с экономикой и классовой структурой; классовая борьба между антагонистическими классами и ее отражение в идеологии и искусстве.

Схема помогает выделять сопоставимые признаки и по ним сравнивать общественно-экономические формации. При сопоставлении формаций и выработке логической схемы понятия каждая последующая формация познается на более высоком уровне, чем предыдущие. И, наоборот, в процессе формирования понятий о последующих формациях глубже осознаются и конкретизируются понятия о формациях предшествующих. На сопоставлении и обобщении важнейших признаков общественно-экономических формаций познаются социологические категории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Определение эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников
Для определения эффективности театрализованной игры как средства эстетического воспитания дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Для этого использовали беседу об эстетических представлениях (А.Д. Кошелевой). Результаты беседы представлены в таблице 4. Проанализировав ответы детей можно от ...

Использование дифференцированного подхода на уроках математики как основа формирования индивидуализма ребенка
Принимая во внимание индивидуальные особенности учащихся применяю технологию дифференциации. Дифференцированный подход – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них значимых для учебного процесса общих качеств (уровня спо ...

Характеристика активного словаря у детей с моторной алалией
Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Эти нарушения могут носить различный характер: а) кинестетическая оральная апраксия, т. е. трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru