Система исторических понятий как основа понимания истории Украины
Введение термина и определение понятия. Формируемые в обучении исторические понятия находят свое выражение в соответствующих словах-терминах. В методической литературе высказывается мнение, что формирование понятий возможно и без введения термина; например, термины «производительные силы» и «производственные отношения» впервые введены в курсе новой истории для VIII класса, между тем формирование этих понятий начинается гораздо раньше. Разумеется, учащиеся уже в обучении истории в VII-IX классах получают значительные сведения о производстве и о его месте в жизни общества. Однако без введения соответствующих терминов эти сведения аморфны; термин объединяет и обобщает их.
Выполнить в обучении свою познавательную роль термин может лишь при условии, что с ним в сознании всех школьников связывается конкретное и примерно одинаковое содержание. Поэтому введение нового термина всегда сочетается с раскрытием его содержания.
При введении нового, казалось бы, общеизвестного термина или терминов, перенесенных из других учебных предметов, необходима проверка, правильно ли и одинаково ли учащиеся класса их понимают. Исправлять закрепленное в памяти неверное понимание термина будет гораздо труднее.
В обучении истории используются различные формы определений.
В научной форме определения (дефиниции) указываются ближайшее родовое понятие — более широкая группа явлений, к которым принадлежит определяемое явление, и его видовые существенные признаки, выделяющие его из других явлений того же рода. Например, в словарике учебника истории Украины помещено определение: «акция (определяемое понятие) — ценная бумага (родовое понятие}, служащая свидетельством участия ее владельца в капитале акционерного общества и дающая право на получение дохода (дивиденда) от его прибылей, изменяющихся в зависимости от доходности предприятия (видовые признаки) (в отличие от облигации .)».
Понятия общественно-экономических формаций в обучении истории. Центральными, узловыми понятиями школьного курса истории являются понятия общественно-экономических формаций. В средних классах вместо термина «формация» используется термин «строй».
Понятие об общественно-экономической формации объединяет, систематизирует множество понятий и представлений об исторических явлениях и сторонах общественной жизни на определенных этапах истории человечества, организует их в целостную структуру.
В ходе изучения истории у учащихся вырабатывается логическая схема понятия общественно-экономической фармации: возникновение формации и ее развитие; связь между производительными силами и производственными отношениями; классовая структура общества; политическая надстройка и ее связи с экономикой и классовой структурой; классовая борьба между антагонистическими классами и ее отражение в идеологии и искусстве.
Схема помогает выделять сопоставимые признаки и по ним сравнивать общественно-экономические формации. При сопоставлении формаций и выработке логической схемы понятия каждая последующая формация познается на более высоком уровне, чем предыдущие. И, наоборот, в процессе формирования понятий о последующих формациях глубже осознаются и конкретизируются понятия о формациях предшествующих. На сопоставлении и обобщении важнейших признаков общественно-экономических формаций познаются социологические категории.
Статьи о педагогике:
Особенности формирования нравственных представлений и поступков у младших
школьников
дисциплина поведение школьник этикет Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладева ...
Работа с воспитателями
Для развития словарного запаса воспитателям можно порекомендовать проводить периодически физкультурные минутки(примеры приведены ниже). 1. Звериная зарядка. Раз - присядка, Два - прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться кулачками потереть глаза Любят долго потянуться потянуться Обязатель ...
Развитие гибкости
Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Это качество определяется развитием подвижности в суставах, Термином «гибкость» целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным сустава ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования