Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Перспективы образования » Теория преподавания истории Украины в школе » Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Страница 2

Развитие исторических понятий школьников в обучении предмету идет по двум основным направлениям. Во-первых, оно отражает само развитие исторических явлений. Как историческая действительность находилась и находится в постоянном движении, так движутся и отражающие ее понятия. Например, развитие в обучении истории понятия «общественный класс» отражает в сознании учащихся само развитие классовых обществ от зарождения классов до современности. Во-вторых, исторические понятия школьников развиваются, движутся в ходе обучения за счет познания новых признаков исторических явлений, новых связей и отношений между ними, более глубокого проникновения в их сущность. « .Из объекта . как бы вычерпывается все новое содержание . в нем выявляются все новые свойства». В обучении истории происходит не только количественное накопление сведений об объекте, но и повышение понятийных знаний на качественно, новую ступень — осмысление их с теоретических позиций диалектического и исторического материализма.

Представления пополняются из внеучебных источников информации, а в VIII—IX классах в курсах «Основы государства и права» и истории формируется научное понятие революции, которое отличается несравненно более богатым содержанием.

Формирование понятия продолжается и в X классе, при изучении новых революций, дальнейшем расширении теоретических знаний в курсе обществоведения и более глубоком осознании последствий и всемирно-исторического значения революции.

Как в исторической действительности явления связаны друг с другом отношениями сходства и различия, части и целого, причины и следствия, так и исторические понятия, отражающие эти отношения между явлениями, взаимосвязаны друг с другом, способствуют осмыслению друг друга, складываются в системы. В сознании учащихся формируются так называемые иерархии понятий, сочетающие в себе общие и частные взаимосвязанные понятия. Следующие понятия обобщают такое огромное число представлений, что их уже невозможно выразить в образах. Все исторические понятия связаны с представлениями, но эти связи различны, и это оказывает существенное влияние на методику их раскрытия. В обучении истории используются разнообразные приемы раскрытия первоначальной основы понятия — существенных при­знаков отражаемых им явлений. Выбор этих приемов зависит от содержания, сложности понятия и от подготовленности учащихся к его усвоению. В формировании понятий, непосредственно связанных с представлениями, эффективной опорой для познаний их существенных признаков служит образная наглядность (картины, диафильмы, фотографии, кинофрагменты).

Во всех случаях опора на образную наглядность, на анализ и сопоставление представлений, выводы из этих умственных действий должны быть убедительны для учащихся, а результаты их выражены в четкой характеристике, абстрагирующей существенные признаки понятия от остального образного материала.

Так, понятие «буржуазное государство» дополняет и обогащает более широкое понятие «буржуазное общество», но само не может быть осознано вне данного понятия. Особенно велико значение теоретических понятий. Например, усвоение учащимися понятия (категории) «закон общественного развития» и способность научно применять его в обучении позволяют глубже осознать и усвоить отдельные законы развития общества, более частные понятия и причинно-следственные связи, исторические факты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Условия организации труда
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности. Для того чтобы ...

Классификация учебных проектов
Еще один разработчик метода проектов, американский профес­сор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты — целесообразное изучение ...

Групповая и индивидуальная форма работы
Групповая работа – одна из форм активизации учащихся. По определению Х.И.Лийметса под групповой работой понимают такое построение работы, при которой класс делится на группы по 3-8 человек (чаще по четыре человека) с целью выполнения той или иной учебной задачи.Групповая работа так же представляет ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru