Система исторических понятий как основа понимания истории Украины
Формирование у учащихся с доступной для них глубиной понимания истории пронизывает весь процесс обучения истории в школе. Оно основывается на объяснении и на осмыслении сущности исторических явлений, разносторонних связей и отношений между ними.
Сущность исторических явлений, познаваемая мышлением, находит свое выражение в понятиях. « .Уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений) означает познание человека все более и более глубокой объективной связи мира». Понятия есть осознанные и систематизированные знания о связях, отношениях и существенных признаках явлений.
Возможны разные пути познания учащимися сущности исторических фактов. Основной из них заключается в том, что мышление учащихся следует за объяснением сущности исторических фактов учителем или учебником. Наряду с этим учащиеся могут самостоятельно, под руководством учителя и с помощью учебных пособий, выявить некоторые стороны сущности исторических фактов. В практике обычно сочетаются оба пути. Но во всех случаях осознанное усвоение сущности фактов и формирование на этой основе исторических понятий возможны только в результате мышления учащихся. При этом, чем выше активность их мыслительной деятельности, тем глубже и осознаннее усвоение исторических понятий.
Понятие есть не только сохраняемый в памяти учащихся результат их мыслительной деятельности, результат ее восхождения от фактов к обобщениям. «Являясь узловыми пунктами познания, понятия выполняют вместе с тем и роль средства познания. Мышление понятиями есть научное мышление и, как всякое мышление, оно представляет собою отражение действительности».
Исторические понятия служат объяснению, систематизации фактов, осмыслению других понятий, все более глубокому проникновению в сущность исторического процесса. Уже четвероклассники в обучении истории владеют и оперируют многими историческими понятиями (крестьяне, рабочие, война, восстание, родина). Чем богаче и четче исторические понятия школьника, тем большую информацию он может усвоить, тем глубже, разностороннее и самостоятельнее в ней ориентироваться и ее систематизировать. Являясь средством познания новых фактов и более частных понятий, обобщающие понятия сами обогащаются новым содержанием и глубже осознаются учащимися.
Работа с историческими понятиями — формирование их и оперирование ими — осуществляется на всех этапах обучения истории. Это должно учитываться и при подготовке учащихся к изучению нового материала, при сообщении, фактов, локализации их во времени и пространстве и, конечно, в ходе их разбора и обобщения. Отбирая факты, образы, даты, терминологию для сообщения учащимся, определяя последовательность и логику их изложения, необходимо учитывать следующее: во-первых, на какие понятийные знания смогут опереться учащиеся при восприятии и осмыслении нового материала; во-вторых, что нового этот материал внесет в их понятийные знания, в научное понимание ими истории.
Только при соблюдении этих условий процесс обучения может приобрести четкую образовательно-воспитательную целенаправленность и способствовать формированию у учащихся диалектического мировоззрения на основе усвоения ими системы исторических знаний.
Динамичность и взаимосвязанность исторических понятий. Важнейшая черта понятий — их динамичность. « .Человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, «искусство оперировать с ними» (Энгельс) требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов .».
Статьи о педагогике:
Своеобразие познания детьми дошкольного возраста окружающего мира
Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции у ребенка, суетливость, обилие дви ...
Экспериментальное исследование развития внимания первоклассников
Исследование проходило в течение 2008-2009 учебного года и включало в себя три этапа. На первом этапе проводился теоретический анализ литературных источников по теме исследования, определялись объект, предмет, цели и задачи исследования, подбиралась соответствующая методика. На втором этапе проводи ...
Ролевая игра: её место и роль в педагогическом процессе на уроках
английского языка
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмо ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования