Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Перспективы образования » Теория преподавания истории Украины в школе » Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Страница 1

Формирование у учащихся с доступной для них глубиной понимания истории пронизывает весь процесс обучения истории в школе. Оно основывается на объяснении и на осмыслении сущности исторических явлений, разносторонних связей и отношений между ними.

Сущность исторических явлений, познаваемая мышлением, находит свое выражение в понятиях. « .Уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений) означает познание человека все более и более глубокой объективной связи мира». Понятия есть осознанные и систематизированные знания о связях, отношениях и существенных признаках явлений.

Возможны разные пути познания учащимися сущности исторических фактов. Основной из них заключается в том, что мышление учащихся следует за объяснением сущности исторических фактов учителем или учебником. Наряду с этим учащиеся могут самостоятельно, под руководством учителя и с помощью учебных пособий, выявить некоторые стороны сущности исторических фактов. В практике обычно сочетаются оба пути. Но во всех случаях осознанное усвоение сущности фактов и формирование на этой основе исторических понятий возможны только в результате мышления учащихся. При этом, чем выше активность их мыслительной деятельности, тем глубже и осознаннее усвоение исторических понятий.

Понятие есть не только сохраняемый в памяти учащихся результат их мыслительной деятельности, результат ее восхождения от фактов к обобщениям. «Являясь узловыми пунктами познания, понятия выполняют вместе с тем и роль средства познания. Мышление понятиями есть научное мышление и, как всякое мышление, оно представляет собою отражение действительности».

Исторические понятия служат объяснению, систематизации фактов, осмыслению других понятий, все более глубокому проникновению в сущность исторического процесса. Уже четвероклассники в обучении истории владеют и оперируют многими историческими понятиями (крестьяне, рабочие, война, восстание, родина). Чем богаче и четче исторические понятия школьника, тем большую информацию он может усвоить, тем глубже, разностороннее и самостоятельнее в ней ориентироваться и ее систематизировать. Являясь средством познания новых фактов и более частных понятий, обобщающие понятия сами обогащаются новым содержанием и глубже осознаются учащимися.

Работа с историческими понятиями — формирование их и опе­рирование ими — осуществляется на всех этапах обучения истории. Это должно учитываться и при подготовке учащихся к изучению нового материала, при сообщении, фактов, локализации их во времени и пространстве и, конечно, в ходе их разбора и обобщения. Отбирая факты, образы, даты, терминологию для сообщения учащимся, определяя последовательность и логику их изложения, необходимо учитывать следующее: во-первых, на какие понятийные знания смогут опереться учащиеся при восприятии и осмыслении нового материала; во-вторых, что нового этот материал внесет в их понятийные знания, в научное понимание ими истории.

Только при соблюдении этих условий процесс обучения может приобрести четкую образовательно-воспитательную целенаправленность и способствовать формированию у учащихся диалектического мировоззрения на основе усвоения ими системы исторических знаний.

Динамичность и взаимосвязанность исторических понятий. Важнейшая черта понятий — их динамичность. « .Человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, «искусство оперировать с ними» (Энгельс) требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов .».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Речевая готовность детей к школьному обучению
В современной психологии и педагогике пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости». В решении вопросов готовности детей к школьному обучению существует два направления. Первый подход можно назвать педагогическим. Сторонники педагогического подхода оп ...

Изобразительная деятельность как показатель психического развития
Трудно представить рисующим взрослого человека, который не является художником. Дети же, в известном смысле, все являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и таким образом может служить показателем психическо ...

Влияние субкультуры на социальное воспитание личности
Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация соц ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru