Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Перспективы образования » Теория преподавания истории Украины в школе » Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Страница 1

Формирование у учащихся с доступной для них глубиной понимания истории пронизывает весь процесс обучения истории в школе. Оно основывается на объяснении и на осмыслении сущности исторических явлений, разносторонних связей и отношений между ними.

Сущность исторических явлений, познаваемая мышлением, находит свое выражение в понятиях. « .Уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений) означает познание человека все более и более глубокой объективной связи мира». Понятия есть осознанные и систематизированные знания о связях, отношениях и существенных признаках явлений.

Возможны разные пути познания учащимися сущности исторических фактов. Основной из них заключается в том, что мышление учащихся следует за объяснением сущности исторических фактов учителем или учебником. Наряду с этим учащиеся могут самостоятельно, под руководством учителя и с помощью учебных пособий, выявить некоторые стороны сущности исторических фактов. В практике обычно сочетаются оба пути. Но во всех случаях осознанное усвоение сущности фактов и формирование на этой основе исторических понятий возможны только в результате мышления учащихся. При этом, чем выше активность их мыслительной деятельности, тем глубже и осознаннее усвоение исторических понятий.

Понятие есть не только сохраняемый в памяти учащихся результат их мыслительной деятельности, результат ее восхождения от фактов к обобщениям. «Являясь узловыми пунктами познания, понятия выполняют вместе с тем и роль средства познания. Мышление понятиями есть научное мышление и, как всякое мышление, оно представляет собою отражение действительности».

Исторические понятия служат объяснению, систематизации фактов, осмыслению других понятий, все более глубокому проникновению в сущность исторического процесса. Уже четвероклассники в обучении истории владеют и оперируют многими историческими понятиями (крестьяне, рабочие, война, восстание, родина). Чем богаче и четче исторические понятия школьника, тем большую информацию он может усвоить, тем глубже, разностороннее и самостоятельнее в ней ориентироваться и ее систематизировать. Являясь средством познания новых фактов и более частных понятий, обобщающие понятия сами обогащаются новым содержанием и глубже осознаются учащимися.

Работа с историческими понятиями — формирование их и опе­рирование ими — осуществляется на всех этапах обучения истории. Это должно учитываться и при подготовке учащихся к изучению нового материала, при сообщении, фактов, локализации их во времени и пространстве и, конечно, в ходе их разбора и обобщения. Отбирая факты, образы, даты, терминологию для сообщения учащимся, определяя последовательность и логику их изложения, необходимо учитывать следующее: во-первых, на какие понятийные знания смогут опереться учащиеся при восприятии и осмыслении нового материала; во-вторых, что нового этот материал внесет в их понятийные знания, в научное понимание ими истории.

Только при соблюдении этих условий процесс обучения может приобрести четкую образовательно-воспитательную целенаправленность и способствовать формированию у учащихся диалектического мировоззрения на основе усвоения ими системы исторических знаний.

Динамичность и взаимосвязанность исторических понятий. Важнейшая черта понятий — их динамичность. « .Человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни. Анализ понятий, изучение их, «искусство оперировать с ними» (Энгельс) требует всегда изучения движения понятий, их связи, их взаимопереходов .».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Виды компьютерной графики
Растровый графический редактор — специализированная программа, предназначенная для создания и обработки изображений. Подобные программные продукты нашли широкое применение в работе художников-иллюстраторов, при подготовке изображений к печати типографским способом или на фотобумаге, публикации в ин ...

Методика диагностики развития речи дошкольников
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости ...

Процесс развития социальной активности студента в воспитательной системе вуза
Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучений: - формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и ин ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru