Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Перспективы образования » Теория преподавания истории Украины в школе » Система исторических понятий как основа понимания истории Украины

Страница 5

Основной принцип осмысления сущности явлений истории культуры заключается в раскрытии ее тесной связи с социально-политической историей общества.

Относительно более благоприятны условия для освещения развития русской культуры, а в союзных республиках — и их национальной культуры, поскольку программы предусматривают темы по культуре каждого крупного периода истории нашей страны. Характеристика культуры в каждый период раскрывается на немногих наиболее выразительных фактах, отразивших современную им жизнь общества и, в свою очередь, оказавших на нее свое идейное воздействие.

Сопоставление культуры двух-трех исторических периодов позволяет показать условия, направление и темпы развития культуры. Показ развития культуры в связи с социальной и политической историей дополняет и конкретизирует знания учащихся об этих сторонах жизни общества.

В изучении вопросов культуры в новейшее время основная задача заключается в показе значения национальной культуры в культурном развитии человечества, развития культуры народов, освободившихся от зависимости.

Познание причинно-следственных связей и закономерностей в истории. Познание причинно-следственных связей опирается на знания о развитии и на установление последовательности между историческими фактами; причины изменений в общественной жизни всегда находятся среди фактов, им предшествующих.

Осознание учащимися объективной закономерности причинно-следственных связей лежит в основе научного материалистического понимания ими исторического процесса. Знания о закономерных причинно-следственных связях могут считаться усвоенными тогда, когда учащиеся не только их воспроизводят, но и применяют в новых условиях к объяснению причин явления и его возможных последствий.

В усвоении учащимися закономерностей особенно важно, но и наиболее трудно, осознание ими роли способа производства как основного фактора развития общества. Для решения этой задачи в средних классах необходимо убедительно показать, как способ производства определяет мотивы действий людей и создает возможности для этих действий. Например, развитие ремесел и торговли как одна из причин образования централизованных государств. В обучении путь познания развития общества займет, прежде всего, от того, о каких сторонах общественной жизни идет речь.

Относительно просто усваиваются политические изменения. Изучение их почти всегда опирается на познание конкретных событий (революции, государственные преобразования, создание политических партий и организаций) и нередко связывается с действиями исторических деятелей. При этом требуется четко выявить, что нового каждое событие внесло в политическую жизнь по сравнению с предшествующим временем. События и связанные с ними изменения, систематизированные в сознании учащихся в последовательные ряды, создают относительно целостные знания о процессах политического развития общества.

Сопоставление культуры двух-трех исторических периодов позволяет показать условия, направление и темпы развития культуры. Показ развития культуры в связи с социальной и политической историей дополняет и конкретизирует знания учащихся об этих сторонах жизни общества.

Познание причинно-следственных связей и закономерностей в истории. Познание причинно-следственных связей опирается на знания о развитии и на установление последовательности между историческими фактами; причины изменений в общественной жизни всегда находятся среди фактов, им предшествующих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Воспитание как сфера общественной деятельности
Новое нравственное и политическое мышление потребовало неотложных преобразований практически во всех сферах общественной жизни. Конечно же воспитание не стало исключением, т.к. осуществление задач социально-экономического, нравственного и культурного развития общества невозможно без формирования ли ...

Применение дидактических игр на уроках биологии
дидактический игра урок биология Где бы мы ни были, нас повсюду окружают животные и растения. Но изучать биологию – не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сдела ...

Классификации ценностных ориентаций
Как следствие разночтений в определении существует и множество различных классификаций ценностей, варьирующиеся в зависимости от того, что вкладывается в содержание самого понятия. Имеются разные основания для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизне ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru