Характеристики тренинга

Во-первых, сформулированная ведущим цель. Целью тренинга можно считать изменение навыков и умений человека, ведущее к его развитию и более эффективной адаптации. Можно говорить о формировании, развитии, совершенствовании не только поведенческих, но и умственных навыков и умений, говоря широко – навыков самопознания и саморазвития.

Во-вторых, участники тренинга. Состав тренинговой группы в процессе занятий обычно остается более или менее неизменным. В некоторых случаях это является обязательным требованием, в других – группа "открыта", однако основной костяк все равно сохраняется. Классическая тренинговая группа имеет в своем составе от четырех – до двадцати человек. Это в среднем. Оптимальное число участников – двенадцать человек.

В-третьих, соблюдение специальных правил групповой работы. Это необходимо, прежде всего, для создания благоприятного климата психологической безопасности. Лучше, чтобы правил было не слишком много – больше шансов, что участники их запомнят, и будут соблюдать. В-четвертых, специфика применяемых психологических методов – активность. Особенность тренингов заключается в том, что практически все используемые методы имеют активный характер. В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Эта специфическая черта предъявляет и особое требование к ведущему – уменьшение до минимума монологических форм работы с его стороны. В-пятых, определенная пространственная организация – как правило, круг. Это простейшая возможность оказаться всем лицом к лицу. Это наиболее удобная для общения форма.

В-шестых, активное общение участников и внимание к взаимоотношениям. Большинство специалистов полагают, что тренинги наиболее успешны, когда группа сплочена и способна к конструктивному разрешению возникающих конфликтов.

В-седьмых, межличностная обратная связь. Указанная характеристика напрямую связана с предыдущей. Под обратной связью в общении понимается процесс и результат получения информации о состояниях партнера по общению и о его восприятии поведения субъекта. В тренинге под обратной связью понимают механизм взаимопонимания, заключающийся в получении информации о том, какое воздействие он оказал на других, и какое впечатление о нем сложилось у его партнеров по общению, и корректировке стратегии дальнейших коммуникаций. В тренинговой группе, как правило, используется безоценочная обратная связь, то есть такое сообщение, исходящее от участников, которое отражает, прежде всего, чувства, переживаемые человеком при восприятии поведения другого. Создается ситуация, позволяющая увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний. В группе могут быть высказаны разные мнения, и тут уж человек сам может решать, с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть.

В-восьмых, сочетание формирования навыков и умений с развитием самосознания. Наличие в тренинге ключевой и ведущей идеи: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов, комплексов, освобождения ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в динамично изменяющемся мире.

В-девятых, специально подготовленный ведущий. В тренингах, имеющих явно выраженный обучающий характер, требования к уровню квалификации ведущего весьма высоки.


Статьи о педагогике:

Информационный тезаурус педагогической инноватики
Подготовка и выполнение инновационных проектов и программ, организация работы по тиражированию результатов и распространению продуктов этих проектов и программ, оказание соответствующих информационных услуг предполагает поиск и обработку больших объемов информации. Организация информационного взаим ...

Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы на 3 этапе
Этап психолого-педагогического сопровождения личности на пути к профессионализму Воспитатель свободно ориентируется в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ, видит и владеет всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей ка ...

Понятие «текстовая задача». Структура задачи
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, гак и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru