Характеристики тренинга

Во-первых, сформулированная ведущим цель. Целью тренинга можно считать изменение навыков и умений человека, ведущее к его развитию и более эффективной адаптации. Можно говорить о формировании, развитии, совершенствовании не только поведенческих, но и умственных навыков и умений, говоря широко – навыков самопознания и саморазвития.

Во-вторых, участники тренинга. Состав тренинговой группы в процессе занятий обычно остается более или менее неизменным. В некоторых случаях это является обязательным требованием, в других – группа "открыта", однако основной костяк все равно сохраняется. Классическая тренинговая группа имеет в своем составе от четырех – до двадцати человек. Это в среднем. Оптимальное число участников – двенадцать человек.

В-третьих, соблюдение специальных правил групповой работы. Это необходимо, прежде всего, для создания благоприятного климата психологической безопасности. Лучше, чтобы правил было не слишком много – больше шансов, что участники их запомнят, и будут соблюдать. В-четвертых, специфика применяемых психологических методов – активность. Особенность тренингов заключается в том, что практически все используемые методы имеют активный характер. В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Эта специфическая черта предъявляет и особое требование к ведущему – уменьшение до минимума монологических форм работы с его стороны. В-пятых, определенная пространственная организация – как правило, круг. Это простейшая возможность оказаться всем лицом к лицу. Это наиболее удобная для общения форма.

В-шестых, активное общение участников и внимание к взаимоотношениям. Большинство специалистов полагают, что тренинги наиболее успешны, когда группа сплочена и способна к конструктивному разрешению возникающих конфликтов.

В-седьмых, межличностная обратная связь. Указанная характеристика напрямую связана с предыдущей. Под обратной связью в общении понимается процесс и результат получения информации о состояниях партнера по общению и о его восприятии поведения субъекта. В тренинге под обратной связью понимают механизм взаимопонимания, заключающийся в получении информации о том, какое воздействие он оказал на других, и какое впечатление о нем сложилось у его партнеров по общению, и корректировке стратегии дальнейших коммуникаций. В тренинговой группе, как правило, используется безоценочная обратная связь, то есть такое сообщение, исходящее от участников, которое отражает, прежде всего, чувства, переживаемые человеком при восприятии поведения другого. Создается ситуация, позволяющая увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний. В группе могут быть высказаны разные мнения, и тут уж человек сам может решать, с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть.

В-восьмых, сочетание формирования навыков и умений с развитием самосознания. Наличие в тренинге ключевой и ведущей идеи: стремление помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов, комплексов, освобождения ее потенциала; это идея изменения, трансформации человеческого Я в динамично изменяющемся мире.

В-девятых, специально подготовленный ведущий. В тренингах, имеющих явно выраженный обучающий характер, требования к уровню квалификации ведущего весьма высоки.


Статьи о педагогике:

Средства и методы обучения старшего дошкольника измерению величины
Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности. Тарунтаева Т.В. отмечает, что в начале формируется представление о величине как пространственном признаке предмета. Детей учат выделять данный признак наряду с другим ...

Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальных классах
Драматургия - один из основных родов художественной литературы; её специфика в том, что драматические произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений - отсутствие авторской повествовательной речи. Всё содержание драматических произ ...

Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья
В настоящее время специалистами разработаны различные формы работы по экологическому воспитанию дошкольников. Вне дошкольного учреждения это могут быть экскурсии с детьми на природу, например в ближайший парк или групповой выезд в лесную зону, на участке детского сада это может быть такая форма, ка ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru