Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников

Перспективы образования » Изометрические упражнения как средство общесиловой подготовки волейболистов 12-14 лет » Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников

Страница 3

Увеличение силы разгибателей большинства мышечных групп происходит более интенсивно, чем сгибателей, особенно туловища и бедра. В результате с возрастом различия в силе сгибателей и разгибателей различных мышечных групп становятся больше. Например, в 4–5 лет сила сгибателей и разгибателей бедра равна 6 и 7,9 кг, а в 20–30 лет– 32,4 и 108,2 кг. С возрастом увеличивается также разница в максимальной силе мышечных групп различных частей тела (табл. 1.1).

Отношение силы к весу тела зависит от возраста человека. Нарастание силы различных групп мышц (пальца, предплечья, туловища, шеи, бедра, голени, стопы) в пересчете на 1 кг веса в возрастной период от 4,5 до 6–7 лет совсем не отмечается. От 6–7 до 9–11 лет, а для некоторых мышц (при сгибании и разгибании шеи и подошвенном сгибании стопы) до 13–14 и даже 16–17 лет наблюдается наиболее интенсивный прирост силы на 1 кг веса. Для большинства групп мышц сила на 1 кг веса в 13–14 лет достигает величин, характерных для взрослых 20–30 лет.

Сила мышц, осуществляющих подошвенное сгибание стопы, кисти руки и предплечья, возрастает более интенсивно по сравнению с другими мышцами и сохраняется лучше. Это, по-видимому, является результатом более интенсивной тренировки названных групп мышц в повседневной жизни.

Одной из причин увеличения мышечной силы у детей и подростков является возрастание мышечной массы тела, то есть естественного увеличения мышечного поперечника. Мышечная масса начинает увеличиваться с 7 лет, но более заметный её рост происходит в период полового созревания. Важная роль в развитии силы в этот период принадлежит, как отмечал Р.А. Шабунин (102), дифференциации нервно-мышечного аппарата. Это подтверждается и исследованиями А.В. Коробкова, А.П. Тамбиевой, А.А. Маркосяна, Л.С. Дворкина и др., которые также указывали на то, что с возрастом происходит увеличение числа возбуждающих двигательных единиц во время мышечного напряжения Способность дифференцировать напряжение мышц.

Степень дифференцирования мышечного напряжения определяется способностями детей воспроизводить заданную величину мышечного напряжения и минимально увеличить ее или уменьшить. Точность воспроизведения заданного мышечного напряжения у детей от 5 до 10 лет невелика. Она повышается лишь с 11 до 16 лет. В младшем возрасте ошибка в воспроизведении напряжения в среднем составляет 23–30%, а в старшем 15–21% от исходной величины. При этом точность воспроизведения мышечного напряжения при большем исходном напряжении, равном 1/2 его максимальной величины, несколько ниже, чем при меньшем напряжении.

Средняя минимальная величина изменения мышечного напряжения с возрастом уменьшается: у детей 5–10 лет лежит в пределах 25–47% от исходного, а у старших – 14–20%. В отдельных случаях изменение напряжения мышц превышало 100 и даже 200%. Различий в способности дифференцировать мышечное усилие между мальчиками и девочками не обнаружено (78, 94). Незначительные изменения в точности дифференцирования мышечного напряжения в возрасте от 5 до 10 лет, по-видимому, связаны в какой-то мере с тем фактом, что дети этих возрастов почти не осуществляют больших мышечных напряжений. Значительные статические усилия в большей мере имеют место в спортивных, трудовых и бытовых движениях у детей старших возрастов.

В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы. Причём абсолютная мышечная сила растёт непрерывно и относительно равномерно на протяжении всего школьного возраста. По данным А.В. Коробкова, относительная мышечная сила у школьников увеличивается неравномерно: периоды умеренного прироста силы сменяются периодами выраженного прироста силовых возможностей, особенно в подростковом периоде. Результаты исследований ряда авторов говорят о том, что в возрасте 13–14 лет сила двуглавой мышцы плеча, сгибателей и разгибателей кисти и мышц большого пальца при динамической работе достигает большей величины по сравнению с детским возрастом. Об этом же свидетельствуют исследования А.В. Коробкова, который отмечал, что нарастание силы различных групп мышц в пересчёте на один килограмм веса тела у 13–14-летних подростков происходит более интенсивно, чем у детей 8–9 лет и юношей 18–20 лет. По мнению данного автора, величина силы в пересчёте на килограмм веса тела у подростков 13–14 лет достигает такой же величины, как у взрослых людей 29–30 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Метод моделирования
Этот метод состоит в замене исходной задачи другой задачей, моделью исходной. Примером использования такого метода является широко применяемый метод решения текстовых (сюжетных) задач путем составления уравнения или системы уравнений. Приведем пример использования этого метода. Задача 8. В квартире ...

Понятие «текстовая задача». Структура задачи
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, гак и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а ...

Методика обучения детей монологическому высказыванию
Основной целью обучения говорению является развитие у детей способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях. В качестве лингвистического компонента содержания обучения монологической речи ученые называют речевые образцы разного уровня от простог ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru