Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников

Перспективы образования » Изометрические упражнения как средство общесиловой подготовки волейболистов 12-14 лет » Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников

Страница 3

Увеличение силы разгибателей большинства мышечных групп происходит более интенсивно, чем сгибателей, особенно туловища и бедра. В результате с возрастом различия в силе сгибателей и разгибателей различных мышечных групп становятся больше. Например, в 4–5 лет сила сгибателей и разгибателей бедра равна 6 и 7,9 кг, а в 20–30 лет– 32,4 и 108,2 кг. С возрастом увеличивается также разница в максимальной силе мышечных групп различных частей тела (табл. 1.1).

Отношение силы к весу тела зависит от возраста человека. Нарастание силы различных групп мышц (пальца, предплечья, туловища, шеи, бедра, голени, стопы) в пересчете на 1 кг веса в возрастной период от 4,5 до 6–7 лет совсем не отмечается. От 6–7 до 9–11 лет, а для некоторых мышц (при сгибании и разгибании шеи и подошвенном сгибании стопы) до 13–14 и даже 16–17 лет наблюдается наиболее интенсивный прирост силы на 1 кг веса. Для большинства групп мышц сила на 1 кг веса в 13–14 лет достигает величин, характерных для взрослых 20–30 лет.

Сила мышц, осуществляющих подошвенное сгибание стопы, кисти руки и предплечья, возрастает более интенсивно по сравнению с другими мышцами и сохраняется лучше. Это, по-видимому, является результатом более интенсивной тренировки названных групп мышц в повседневной жизни.

Одной из причин увеличения мышечной силы у детей и подростков является возрастание мышечной массы тела, то есть естественного увеличения мышечного поперечника. Мышечная масса начинает увеличиваться с 7 лет, но более заметный её рост происходит в период полового созревания. Важная роль в развитии силы в этот период принадлежит, как отмечал Р.А. Шабунин (102), дифференциации нервно-мышечного аппарата. Это подтверждается и исследованиями А.В. Коробкова, А.П. Тамбиевой, А.А. Маркосяна, Л.С. Дворкина и др., которые также указывали на то, что с возрастом происходит увеличение числа возбуждающих двигательных единиц во время мышечного напряжения Способность дифференцировать напряжение мышц.

Степень дифференцирования мышечного напряжения определяется способностями детей воспроизводить заданную величину мышечного напряжения и минимально увеличить ее или уменьшить. Точность воспроизведения заданного мышечного напряжения у детей от 5 до 10 лет невелика. Она повышается лишь с 11 до 16 лет. В младшем возрасте ошибка в воспроизведении напряжения в среднем составляет 23–30%, а в старшем 15–21% от исходной величины. При этом точность воспроизведения мышечного напряжения при большем исходном напряжении, равном 1/2 его максимальной величины, несколько ниже, чем при меньшем напряжении.

Средняя минимальная величина изменения мышечного напряжения с возрастом уменьшается: у детей 5–10 лет лежит в пределах 25–47% от исходного, а у старших – 14–20%. В отдельных случаях изменение напряжения мышц превышало 100 и даже 200%. Различий в способности дифференцировать мышечное усилие между мальчиками и девочками не обнаружено (78, 94). Незначительные изменения в точности дифференцирования мышечного напряжения в возрасте от 5 до 10 лет, по-видимому, связаны в какой-то мере с тем фактом, что дети этих возрастов почти не осуществляют больших мышечных напряжений. Значительные статические усилия в большей мере имеют место в спортивных, трудовых и бытовых движениях у детей старших возрастов.

В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы. Причём абсолютная мышечная сила растёт непрерывно и относительно равномерно на протяжении всего школьного возраста. По данным А.В. Коробкова, относительная мышечная сила у школьников увеличивается неравномерно: периоды умеренного прироста силы сменяются периодами выраженного прироста силовых возможностей, особенно в подростковом периоде. Результаты исследований ряда авторов говорят о том, что в возрасте 13–14 лет сила двуглавой мышцы плеча, сгибателей и разгибателей кисти и мышц большого пальца при динамической работе достигает большей величины по сравнению с детским возрастом. Об этом же свидетельствуют исследования А.В. Коробкова, который отмечал, что нарастание силы различных групп мышц в пересчёте на один килограмм веса тела у 13–14-летних подростков происходит более интенсивно, чем у детей 8–9 лет и юношей 18–20 лет. По мнению данного автора, величина силы в пересчёте на килограмм веса тела у подростков 13–14 лет достигает такой же величины, как у взрослых людей 29–30 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Монолог как одна из форм говорения
Монологическая речь - это особый вид вербального общения людей, предполагающий процесс формирования и формулирования своих мыслей посредством звуковой системы языка. Продуктом монологического общения является монологическое высказывание, особое и сложное умение, которое нужно специально формировать ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование — одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению. С ...

Общая характеристика дидактической игры
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru