Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
На наш взгляд, представляет интерес работы авторов, в которых была предложена модель круговой тренировки в физическом воспитании школьников, где были предусмотрены наряду с динамическими и статические напряжения. Известно немало работ, в которых рассматривалась возможность применения статических упражнений в спортивной подготовке детей и подростков .
В то же время мы не обнаружили каких-либо обоснованных работ, доказывающих неправомерность применения статических напряжений в физическом воспитании школьников как фактора отрицательного влияния на их здоровье и физическое развитие. Нет убедительных аргументов отрицающих возможность использования доступных отягощений в силовой подготовке школьников детского и подросткового возраста. Имеющиеся научные данные позволяют говорить об обратном: дозированные отягощения динамического и статического характера положительно влияют как на физическое развитие подростков и юношей, так и на их функциональное состояние, в частности сердечно-сосудистой системы.
Так, например, исследования Р.А. Шабунина и Л.С.Дворкина показали, что статическое напряжение в 1/3 и 1/2 от максимального результата, выполняемое без задержки дыхания, приводит к выраженному улучшению функционирования нервно-мышечного аппарата, дыхания и сердечно-сосудистой системы. Авторы также установили, что мышечная сила при статическом напряжении с возрастом увеличивалась на фоне уменьшения величины биоэлектрической активности мышц. Вышеприведённые факты подтверждаются в научных работах Л.С. Дворкина.
О необходимости развития силы с применением статических напряжений говорил Д. Харре. Из различных форм статической силовой подготовки автор предлагает использовать функциональные статические напряжения. В этом случае нагрузка создаётся сопротивлением динамометра, посторонним весом (штанга, скользящая в станке), собственным весом (удержание креста), эластичной тягой (удержание растянутого резинового шнура) и т.п. По мнению Д. Харре, выполнение статических напряжений помогает нервно-мышечному аппарату настроиться на соответствующую интенсивность раздражения. Статические упражнения также предохраняют мышцы от повреждений.
Одной из проблем применения статических напряжений в силовой подготовке подростков и юношей является их дозирование. Ряд специалистов предлагает применять статические напряжения с максимальным усилием, продолжительностью 5-6 с и задержкой дыхания. По мнению В.П. Филина, В.С. Топчияна, П.З. Сириса, применение статических напряжений длительностью до 5 с оказывает положительное влияние на развитие основных физических качеств у юных легкоатлетов (силы, быстроты и выносливости). Кроме того, авторы установили, что статические напряжения мощностью в 50 или 70% от максимального также дают хорошие спортивные результаты.
Вопрос о применение отягощений для развития силы в детском, подростковом и юношеском возрасте, тем более при статических напряжениях, не находят единодушной поддержки среди специалистов. Так, в ряде научных работ, связанных с изучением физических качеств школьников, рекомендуется развивать силу различными упражнениями без отягощений или с отягощениями весьма малого веса. Так, определяя оптимальный вес отягощений для развития силы у школьников-спортсменов, С.В. Новаковский делает вывод о недопустимости применения максимальных по величине отягощений в тренировке 15-16-летних подростков. В то же время В.П. Филин, Н.А. Фомин (95) и др. достаточно убедительно доказали, что занятия с умеренными отягощениями способствуют неуклонному росту становой силы. В возрасте от 13 до 18 лет она увеличивается на 50%, достигая к 17-18 годам показателей взрослых. Особенно интенсивно становая сила увеличивается между 13-14 и 14-15 годами.
Статьи о педагогике:
Воспитание настоящего гражданина
Макаренко чрезвычайно строго относился к оценке состоянии коммуны, к оценке своей работы. Много он требовал и от воспитанников. Эта требовательность в высокой степени способствовала дисциплинированности учреждения. Сочетание требовательности к людям с искренним доверием к человеку создавало атмосфе ...
Сущность драматической литературы как средство активизации познавательного
интереса на уроках литературного чтения в начальных классах
Драматургия - один из основных родов художественной литературы; её специфика в том, что драматические произведения, как правило, предназначаются для постановки на сцене. Основная особенность драматических произведений - отсутствие авторской повествовательной речи. Всё содержание драматических произ ...
Особенности восприятия личности учителя младшими школьниками
Ранее мы отмечали, что портретная зарисовка о личности учителя до настоящего времени не являлся предметом специального исследования. Поэтому один из первых вопросов, который возник в ходе нашей работы, состоял в том, чтобы определить, каковы особенности восприятия личности учителя младшими школьник ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования