Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области

Перспективы образования » Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области

Страница 2

По результатам деятельности ПМПК возрастает число детей с комплексными нарушениями в развитии. Специальное обучение детей со сложной структурой дефекта постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации их к условиям жизни в регионе. Вместе с тем на сегодня не достаточно определены организационные формы и содержание коррекционной работы с такими детьми. Поэтому построение модели индивидуального образовательного маршрута для детей со сложной структурой дефекта является очередной задачей педагогических коллективов специальных образовательных учреждений.

Все дошкольные и школьные специальные образовательные учреждения Ростовской области прошли аттестацию и аккредитацию (многие уже повторно), что свидетельствует о нормативности специального образования в регионе.

Структурные характеристики РССО Ростовской области

Центральным структурным компонентом РССО является сеть специальных образовательных учреждений. В региональной сети представлены все восемь видов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, а также компенсирующие ДОУ и группы для всех категорий детей с отклонениями в развитии. Это позволяет говорить о самодостаточности РССО Ростовской области.

Дошкольное образование

В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов получают специальное образование 9 479 дошкольников. Среди них самую большую группу составляют дети с нарушением речи - 6 208 детей. Следующей по численности является категория детей, имеющих нарушения опорнодвигательного аппарата - 1697 человек. В группах, реализующих программы для дошкольников с нарушениями зрения, воспитываются 1 007 детей. Проходят обучение по программам для детей с нарушениями интеллекта 359 дошкольников и для детей с нарушениями слуха - 208 детей.

Сеть учреждений специального дошкольного образования представлена ДОУ компенсирующего вида - всего 57 дошкольных образовательных учреждений; - ДОУ комбинированного вида, в состав которых входят специальные группы, реализующие программы специального дошкольного образования для различных категорий дошкольников с нарушениями развития - всего 339 групп; группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии - всего 20; три специальных (коррекционных) детских дома.

Начиная с 2002 г., в регионе в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов активно развивается методическое направление деятельности. Развитие этого направления было связано с увеличением числа детей, имеющих различные нарушения развития, а также с развитием интегрированного обучения детей, нуждающихся в специальном образовании. Поэтому сами условия способствовали тому, чтобы ДОУ, имеющие необходимый опыт обучения той или иной категории детей, соответствующее программно-методическое обеспечение, квалифицированных специалистов-дефектологов, становились своеобразными методическими центрами района. Такие учреждения объединяли вокруг себя ряд учреждений, осуществляющих функции специального образования в отношении части своих воспитанников, но не имеющих необходимого кадрового, материально-технического, программно-методического обеспечения. Организационные формы реализации методических функций в регионе с каждым годом становятся разнообразнее: помимо традиционных МО (профильных и интегрированных для специалистов разного профиля), получили развитие консультативно-методические пункты, стажёрские площадки, мастер-классы, методические семинары. Таким образом, начала формироваться полицентрическая структура региональной системы специального образования в её дошкольном звене. Помимо методических функций, направленных на "подтягивание" отстающих образовательных учреждений до уровня, соответствующего современным требованиям к качеству специального дошкольного образования, активное развитие получила инновационная деятельность в регионе, что привело к усилению специализации отдельных учреждений. В одних ДОУ это проявилось в организации ранней помощи детям с отклонениями в развитии (ДОУ № 293 г. Ростова-на-Дону, № 66 г. Таганрога), в других - в появлении групп для детей со сложной структурой дефекта (ДОУ № 92, г. Ростов-на-Дону, специальный детский дом № 4), в третьих - в создании единого коррекционно-развивающего про - странства для детей с разным характером нарушений в условиях ДОУ с разнопрофильными компенсирующими группами (ДОУ № 316, г. Ростов-на-Дону), в четвёртых - в опыте интегрированного обучения в логопедических группах детей с РДА (ДОУ № 175, г. Ростов-на-Дону), в пятых - в индивидуализации коррекционноразвивающей и лечебно-оздоровительной помощи детям на основе четырёхуровневого ПМП-сопровождения, включающего реализацию вариативных (шесть вариантов) оздоровительных программ (ДОУ № 57, г. Ростов-на-Дону) и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Тестирование как основная форма контроля
На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизиро­ванной обработки результата с заранее заданными параметрами к ...

Учебное проектирование в практике современного образования
Учебное проектирование всё смелее входит в практику современного образования. Уже многие учебные учреждения готовы показать результаты работы детей, выполнивших те или иные проекты. К демонстрации этих достижений стимулирует система смотров, конкурсов, конференций, которая организована учреждениями ...

Сущность глобализации, цель и направление
В ХХ ст. человечество вступило под знаком глобализации. Процесс глобализации отразился на очень широком круге явлений и процессов в сфере экономики, политики, социологии, образования и др Этот термин приобрел междисциплинарного содержания и весьма противоречивых трактовок. На сегодня существуют раз ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru