Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области

Перспективы образования » Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области

Страница 2

По результатам деятельности ПМПК возрастает число детей с комплексными нарушениями в развитии. Специальное обучение детей со сложной структурой дефекта постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации их к условиям жизни в регионе. Вместе с тем на сегодня не достаточно определены организационные формы и содержание коррекционной работы с такими детьми. Поэтому построение модели индивидуального образовательного маршрута для детей со сложной структурой дефекта является очередной задачей педагогических коллективов специальных образовательных учреждений.

Все дошкольные и школьные специальные образовательные учреждения Ростовской области прошли аттестацию и аккредитацию (многие уже повторно), что свидетельствует о нормативности специального образования в регионе.

Структурные характеристики РССО Ростовской области

Центральным структурным компонентом РССО является сеть специальных образовательных учреждений. В региональной сети представлены все восемь видов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, а также компенсирующие ДОУ и группы для всех категорий детей с отклонениями в развитии. Это позволяет говорить о самодостаточности РССО Ростовской области.

Дошкольное образование

В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов получают специальное образование 9 479 дошкольников. Среди них самую большую группу составляют дети с нарушением речи - 6 208 детей. Следующей по численности является категория детей, имеющих нарушения опорнодвигательного аппарата - 1697 человек. В группах, реализующих программы для дошкольников с нарушениями зрения, воспитываются 1 007 детей. Проходят обучение по программам для детей с нарушениями интеллекта 359 дошкольников и для детей с нарушениями слуха - 208 детей.

Сеть учреждений специального дошкольного образования представлена ДОУ компенсирующего вида - всего 57 дошкольных образовательных учреждений; - ДОУ комбинированного вида, в состав которых входят специальные группы, реализующие программы специального дошкольного образования для различных категорий дошкольников с нарушениями развития - всего 339 групп; группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии - всего 20; три специальных (коррекционных) детских дома.

Начиная с 2002 г., в регионе в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов активно развивается методическое направление деятельности. Развитие этого направления было связано с увеличением числа детей, имеющих различные нарушения развития, а также с развитием интегрированного обучения детей, нуждающихся в специальном образовании. Поэтому сами условия способствовали тому, чтобы ДОУ, имеющие необходимый опыт обучения той или иной категории детей, соответствующее программно-методическое обеспечение, квалифицированных специалистов-дефектологов, становились своеобразными методическими центрами района. Такие учреждения объединяли вокруг себя ряд учреждений, осуществляющих функции специального образования в отношении части своих воспитанников, но не имеющих необходимого кадрового, материально-технического, программно-методического обеспечения. Организационные формы реализации методических функций в регионе с каждым годом становятся разнообразнее: помимо традиционных МО (профильных и интегрированных для специалистов разного профиля), получили развитие консультативно-методические пункты, стажёрские площадки, мастер-классы, методические семинары. Таким образом, начала формироваться полицентрическая структура региональной системы специального образования в её дошкольном звене. Помимо методических функций, направленных на "подтягивание" отстающих образовательных учреждений до уровня, соответствующего современным требованиям к качеству специального дошкольного образования, активное развитие получила инновационная деятельность в регионе, что привело к усилению специализации отдельных учреждений. В одних ДОУ это проявилось в организации ранней помощи детям с отклонениями в развитии (ДОУ № 293 г. Ростова-на-Дону, № 66 г. Таганрога), в других - в появлении групп для детей со сложной структурой дефекта (ДОУ № 92, г. Ростов-на-Дону, специальный детский дом № 4), в третьих - в создании единого коррекционно-развивающего про - странства для детей с разным характером нарушений в условиях ДОУ с разнопрофильными компенсирующими группами (ДОУ № 316, г. Ростов-на-Дону), в четвёртых - в опыте интегрированного обучения в логопедических группах детей с РДА (ДОУ № 175, г. Ростов-на-Дону), в пятых - в индивидуализации коррекционноразвивающей и лечебно-оздоровительной помощи детям на основе четырёхуровневого ПМП-сопровождения, включающего реализацию вариативных (шесть вариантов) оздоровительных программ (ДОУ № 57, г. Ростов-на-Дону) и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Понятие о взаимоотношениях в детском возрасте
Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека, от его отношений к большим группам до интимных, диодных отношений. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях ...

Информатизация химического образования
В последнее десятилетие отмечается активное внедрение компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В системе государственного управления образованием этому вопросу уделяют самое пристальное внимание. Каждый день информационное сообщество российских учителей ...

Написание учебных работ студентами
Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач в ходе науч ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru