Эвристические методы поиска способа решения задач

Перспективы образования » Эвристические методы поиска способа решения задач

В настоящее время во всех сферах человеческой жизнедеятельности – науке, технике, народном хозяйстве и др. – возникают вопросы, проблемы нестандартного характера, разрешение которых зачастую невозможно осуществить посредством стандартных приемов, методов, ставших уже привычными. Условия жизни ставят всех нас перед необходимостью полного применения своих способностей и психо-физических ресурсов для решения сложных, нестандартных задач, что в итоге приводит к психическому и физическому перенапряжению, истощению жизненных сил. Такое положение вещей приводит нас к необходимости научиться решать подобные задачи с наименьшим объемом затрат. Известный психолог XX века В.Н.Пушкин по этому поводу высказывал свое мнение: “Человек должен совершить некоторую совокупность действий, решить ту или иную задачу, однако наличные условия не подсказывают ему способа решения этой задачи… . Чтобы найти выход из подобной ситуации, человеку необходимо создать новую, не имевшуюся у него ранее стратегию деятельности, т.е. совершить акт творчества”. В итоге встает вопрос об универсальном методе действий, который включает в себя продуктивный способ мышления, характер (направленность) действий, позволяющем разрешить поставленную проблему.

В науке давно известен и до сих пор совершенствуется такой метод. Название его – эвристический метод. Эвристическая деятельность является “разновидностью человеческого мышления, которая создает новую систему действий или открывает ранее неизвестные закономерности …”[7, стр.6].

С точки зрения американского математика Дердье Пойа цель эвристики – исследовать правила и методы, ведущие к открытиям и изобретениям.

Однако, по мнению того же В.Н.Пушкина, эвристика-наука исследует закономерности эвристической как творческой деятельности человека.

В виду этого несложно усмотреть, что эвристика, в частности, эвристические приемы, методы оказывают достаточно сильное влияние на развитие творческих способностей, и, что не менее важно, на развитие творческого мышления.

Поэтому оказывается очень важным прививать новому поколению эвристические знания, а значит, обучать в школе эвристическому мышлению. Лучше всего это можно осуществить на уроках математики, изучая “общие приемы поиска решения задач, пригодных к любым, в том числе и “нетиповым”, нестандартным задачам”, иначе, обучая владению эвристическими приемами (методами) решения математических задач.

В связи с этим, целью данной работы является изучение эвристических методов решения математических задач.

В процессе выполнения работы необходимо было решить следующие задачи:

● во-первых, для осознания сути решения математической задачи важно было изучить структуру решения задачи;

● было рассмотрено понятие эвристического метода решения задачи и трактовка его особенностей с различных позиций;

● далее нужно было изучить соответствующие эвристические системы методов решения задач русских математиков Л.М. Фридмана и М.Б. Балка;

● в работе излагаются обе системы эвристических методов, причем система методов Л.М. Фридмана иллюстрируется примерами задач, подобранными самостоятельно;

● кроме того, в работе сравниваются две данные системы эвристических методов на основе выделения особенностей каждой.


Статьи о педагогике:

Город как система
Сложное целое, каким является город, может успешно работать только в том случае, если он устроен системно. А город по своей сути не может не быть системой. Он состоит из разных по назначению частей, которые дополняют друг друга, находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости. Составным част ...

Развитие активного словаря
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. П ...

Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru