Опытно-экспериментальное исследование развития творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

Перспективы образования » Опытно-экспериментальное исследование развития творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

Творчество - деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. Ключевыми словами, относящимися к данной области, являются одаренность, оригинальность, фантазия, интуиция, воодушевление, воображение. Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Оно играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Благодаря воображению существует религия, в науке совершаются открытия, в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и другая психическая функция человека, требует наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в творческой деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

Фотография является одним из действенных методов, так как позволяет подростку работать с визуальными образами, в которых происходит соединение объективного и субъективного, реального и нереального, истинного и обманчивого; прошлого, настоящего и даже будущего. Взяв фотоаппарат в руки, или позируя для фотографии, оказываемся вовлеченными в творческий процесс. Фотография - довольно новое искусство с точки зрения исторического взгляда, существующее чуть более 150 лет. А каждое искусство несет в себе функцию - оно служит отображению окружающего мира, по-своему помогает увидеть в нём то, что раньше оставалось за пределами нашего восприятия, незамеченным; узнать о том, о чём раньше не знали. Так, впуская фотографию в свою жизнь в любом ее проявлении, мы становимся Творцами.

Самосовершенствование, самореализация, развитие самосознания личности происходит в активной деятельности, направленной на преобразование окружающего мира и самого человека. Эти понятия являются общепринятыми в современной науке и основополагающими для моего исследования. Творческая деятельность, рассматриваемая мною, дает учащимся дополнительного образования широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие подростков в внеклассной деятельности раскрывает большие перспективы в деле комплексного развития и формирования творческого потенциала личности, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.

Актуальность темы определяется тем, что развитие творческого потенциала у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка. Но наше время научно – технического прогресса очень тяжело заинтересовать детей, в частности подростков, заняться своим творческим образованием, развитием. Сейчас предпочтительнее компьютерные игры, интернет, социальные сети. В связи с этим встает необходимость развития творческого потенциала у детей и подростков с помощью технических средств.

Проблема исследования заключается в возможности интеграции технических средств, в развитии творческого потенциала подростков.

Цель исследования: исследовать возможности развития творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность и характеристику творческого потенциала

2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста

3. Изучить систему дополнительного образования и рассмотреть в условиях учреждений дополнительного образования творческую самореализацию подростка

5. Рассмотреть методы и направления развития творческого потенциала подростков средством фотоискусства

6. Провести диагностическую работу для выявления оценки эффективности творческого потенциала подростков

7. Провести опытно-экспериментальное исследование развития творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

8. Провести анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

Объектом исследования является процесс развития творческого потенциала подростков

Предмет исследования: эффективное развитие творческого потенциала подростков в процессе занятий по фотоискусству

Гипотеза исследования: процесс развития творческого потенциала подростков будет более эффективным, если:

- будут учтены психолого-педагогические основы развития творческих способностей подростков

- будут организованы специальные занятия по выявлению творческого потенциала детей подросткового возраста искусством фотографии

- будет проводиться диагностика и активное развитие творческих способностей подростков в процессе занятий по искусству фотографии

Большое значение мы придаем изучению и учету психолого-педагогических особенностей подросткового возраста. Этому вопросу посвящены работы отечественных психологов Л.С. Выготского, И.Ю. Кулагина, Н.С. Лейтес, И.С. Кон, Л.Д. Столяренко, В.Н. Соколова и др.

К проблеме досуга и социально-культурной деятельности обращаются отечественные ученые, педагоги психологи, среди них: Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко (основы социально-культурной деятельности) и др.

Психолог Л.Г. Асмолов освещает вопросы коллективного общения индивидов вообще и подростков в частности, межличностных отношений в коллективе, психологического и климата, ценностных ориентации, нравственных норм и др.

Вопрос о фотоискусстве и фотографии освещают А.И. Копытин, Адриан Дэвис, П.Л. Ногин, А.Г. Волгин, Э. Эйнгорн

Методы исследования:

1. Теоретические

Анализ документов

а) анализ психолого-педагогической, методической литературы;

б) изучение отчётных документов деятельности образовательного учреждения в области внеклассной работы;

2. Эмпирические

а) анкетирование.

б) тестирование

в) эксперимент

База исследования: Дворец Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Теоретическая значимость работы заключается в анализе социально-педагогических основ развития творческого потенциала подростков, а так же в анализе взаимодействия подростка в работе с фотографией.

Практическая значимость: Материалы исследования и выработанные рекомендации могут быть использованы методическими службами, специалистами культурно-досуговых учреждений в работе по развитию творческого потенциала подростков.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность и характеристика творческого потенциала

2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

3. Система дополнительного образования и самореализация подростка в условиях учреждений дополнительного образования

5. Методы и направления развития творческого потенциала подростков средством фотоискусства

6. Диагностическая работа для выявления оценки эффективности творческого потенциала подростков

7. Опытно-экспериментальное исследование развития творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

8. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству

Научная новизна исследования заключается в выявлении актуальной проблемы развития творческого потенциала подростков, используя, актуальные для нашего времени технологии. Вследствие чего, разработан проект, раскрывающий творческий потенциал в работе с фотографией.

Апробация исследования была проведена на базе Дворца Детского (юношеского) Творчества Фрунзенского района. Было проведено исследование, для выявления творческих способностей у 40 респондентов. Это были дети подросткового возраста 13-15 лет, воспитанники хореографического отдела (20 человек) и воспитанники спортивно-технического отдела (20 человек).


Статьи о педагогике:

Экспериментальное обучение детей старшего дошкольного возраста измерению величин
В ходе обучающего эксперимента детям экспериментальной группы была предложена серия заданий, которая представляет из себя задачи на сохранение в форме дидактической игры. I период обучения. Эксперимент проводился фронтально. Каждому было предложено две карточки, (на одной изображены 10 кранов, а на ...

Классификации ценностных ориентаций
Как следствие разночтений в определении существует и множество различных классификаций ценностей, варьирующиеся в зависимости от того, что вкладывается в содержание самого понятия. Имеются разные основания для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизне ...

Создание условий для формирования эстетического воспитания
Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru