Особенности проведения экскурсий во внеурочное время

Страница 4

Н. Ф. Виноградова выделяет три основные стороны экскурсий: эмоциональную, содержательную и организационную. Рассмотрим каждую из них.

Эмоциональная сторона выражается в поддержке того эмоционального состояния, которое вызвано экскурсией. Это достигается снятием прямого авторитарного руководства, поддержанием чувства свободы, раскованности, обеспечением возможности хоть небольшое время побыть наедине с природой.

В процессе экскурсий следует избегать дисциплинарных замечаний, прямых указаний и наказаний. Учитель должен обязательно запланировать время на свободную самостоятельную деятельность – игру, сбор природного материала и др.

А Тюмасёва З. И. отмечает следующее: обычный, даже демократический стиль общения с детьми на экскурсии должен быть заменен на более доверительный, мягкий, задушевный. Резкий окрик, крик, грубо сделанное замечание разрушают эмоциональное состояние детей, возникшее от восприятия природы.

Содержательную сторону экскурсии, отмечает Н. Ф. Виноградова, составляет четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор объектов для рассматривания,

система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.

Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учитель заранее посещает место экскурсии, продумывает наиболее целесообразный путь следования, расстановку детей для

наблюдения. Необходимо также подготовить заранее оборудование, которое понадобится для экскурсии: корзинки для природного материала, альбомы для зарисовки и т.д.

П. Н. Андрианов отмечает: экскурсии занимают важное место в школьном курсе. Это объясняется тем, считает он, что экскурсии – очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать как случайное, эпизодическое явление, мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде весенних школьных прогулок.

А И. М. Чередов, автор книги «Формы учебной работы в средней школе» считает, что экскурсии – это те же уроки, но уроки в природе или в музее, на выставке и т.д., т.е. в иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с программой курса, занимают определенное место в годовой и тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществить их без срыва других занятий.

Н. Ф. Виноградова выделяет следующие группы экскурсий, которые включены во все программы начальной школы:

ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года;

- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми своей местности;

- экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, ознакомлению с

природным богатством своего края и проблемами охраны окружающей среды; - экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

С. А. Смирнов, автор книги «Педагогика» в разделе «Внеурочные формы организации текущей учебной работы» выделяет следующие виды экскурсий:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, име ...

Методика работы над именем прилагательным по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Система работы представляет собой определённую последовательность изучении материала, которая предполагает использование специально побранных упражнений. Система работы опирается на достижения и свойства методики обучения. Методической основой эффективности обучения русскому языку в решении задач о ...

Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского
В период с 1927 по 1929 год в коммуне имени Дзержинского существовали учебные мастерские: слесарно-механическая, деревообделочная, швейная и сапожная. Кроме того, была организована кузница. Задача учебных мастерских заключалась в том, чтобы приобщить воспитанников, бывших беспризорных детей, к труд ...

Меню

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru