Диагностика нравственной культуры подростков

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Диагностика нравственной культуры подростков

Страница 4

Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.

Экспертная оценка как метод изучения также может быть определена в ходе беседы, интервью.

Эксперимент - центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии. Различаются лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой и т.д.) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние чего и изучается. Одной из наиболее эффективных и распространенных в последние десятилетия, особенно в отечественной педагогической психологии, форм естественного эксперимента является формирующий эксперимент. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, Ценностей, уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.

Анализ продуктов деятельности (творчества) - метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности. Этот предмет широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д. Однако, в целях научного исследования метод анализа продуктов деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения.

Исходя из изложенного, при прохождении педагогической практики в Краснолукской средней школе, для определения уровня нравственной культуры школьников, нами был выбран метод анкетирования.

В соответствии с содержательной моделью работы школы - была определена следующая система ценностей и социально значимых ролей, способствующих успешной социальной адаптации и самореализации выпускников школы:

1.«Человек»: «Я» — Творец собственной судьбы. «Другой человек» — Субъект общения.

2.«Знание» — Ученик — Жизнь.

3.«Труд» — Труженик.

4.«Здоровье» — Приверженец здорового образа жизни.

5.«Искусство» — Ценитель и творец прекрасного.

6.«Природа» — Защитник окружающей среды.

7.«Общество»: «Отечество» — Информированный гражданин. «Семья» — семьянин.

При изучении уровня осведомлённости учащихся о содержании ценностей категория воспитанности рассматривалась на трёх уровнях: знание о ценности, отношение к ценности и поведение. Школьникам предлагалось заполнить анкету (см. приложение 1), ребята анкетировались по направлениям:

-Культура чувств

-Общественная активность

-Трудолюбие

-Вежливость

-Послушание

-Сострадание и милосердие

-Умение защищать свою точку зрения

-Уважение к старшим

-Уважение к сверстникам

-Чувство собственного достоинства

-Ответственность чувства долга

-Чувство справедливости

-Добросовестность

-Тактичность

-Целеустремленность

-Дружелюбие

-Самокритичность

В исследовании приняли участие 34 учащихся 7-9 классов.

Для диагностики нравственной культуры школьников была предложена следующая шкала:

4 – высокий уровень;

3 – средний уровень;

2 – низкий уровень;

1 – практически не сформирована.

Получены следующие результаты (см. табл. 2.1).

«Таблица 2.1»

Исследу-емые сферы

Культура чувств

Общественная активность

Трудолюбие

Вежливость

Послушание

Сострадание и милосердие

Умение защищать свою точку зрения

Уважение к старшим

Уважение к сверстникам

Уровень сформи-рован-ности

3,2

3,5

2,9

3,0

3,8

3,4

3,1

3,2

3,0

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru