Диагностика нравственной культуры подростков
Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.
Экспертная оценка как метод изучения также может быть определена в ходе беседы, интервью.
Эксперимент - центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в педагогической психологии. Различаются лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой и т.д.) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние чего и изучается. Одной из наиболее эффективных и распространенных в последние десятилетия, особенно в отечественной педагогической психологии, форм естественного эксперимента является формирующий эксперимент. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, Ценностей, уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.
Анализ продуктов деятельности (творчества) - метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов деятельности. Этот предмет широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д. Однако, в целях научного исследования метод анализа продуктов деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения.
Исходя из изложенного, при прохождении педагогической практики в Краснолукской средней школе, для определения уровня нравственной культуры школьников, нами был выбран метод анкетирования.
В соответствии с содержательной моделью работы школы - была определена следующая система ценностей и социально значимых ролей, способствующих успешной социальной адаптации и самореализации выпускников школы:
1.«Человек»: «Я» — Творец собственной судьбы. «Другой человек» — Субъект общения.
2.«Знание» — Ученик — Жизнь.
3.«Труд» — Труженик.
4.«Здоровье» — Приверженец здорового образа жизни.
5.«Искусство» — Ценитель и творец прекрасного.
6.«Природа» — Защитник окружающей среды.
7.«Общество»: «Отечество» — Информированный гражданин. «Семья» — семьянин.
При изучении уровня осведомлённости учащихся о содержании ценностей категория воспитанности рассматривалась на трёх уровнях: знание о ценности, отношение к ценности и поведение. Школьникам предлагалось заполнить анкету (см. приложение 1), ребята анкетировались по направлениям:
|
-Культура чувств |
|
-Общественная активность |
|
-Трудолюбие |
|
-Вежливость |
|
-Послушание |
|
-Сострадание и милосердие |
|
-Умение защищать свою точку зрения |
|
-Уважение к старшим |
|
-Уважение к сверстникам |
|
-Чувство собственного достоинства |
|
-Ответственность чувства долга |
|
-Чувство справедливости |
|
-Добросовестность |
|
-Тактичность |
|
-Целеустремленность |
|
-Дружелюбие |
|
-Самокритичность |
В исследовании приняли участие 34 учащихся 7-9 классов.
Для диагностики нравственной культуры школьников была предложена следующая шкала:
4 – высокий уровень;
3 – средний уровень;
2 – низкий уровень;
1 – практически не сформирована.
Получены следующие результаты (см. табл. 2.1).
«Таблица 2.1»
|
Исследу-емые сферы |
Культура чувств |
Общественная активность |
Трудолюбие |
Вежливость |
Послушание |
Сострадание и милосердие |
Умение защищать свою точку зрения |
Уважение к старшим |
Уважение к сверстникам |
|
Уровень сформи-рован-ности |
3,2 |
3,5 |
2,9 |
3,0 |
3,8 |
3,4 |
3,1 |
3,2 |
3,0 |
Статьи о педагогике:
Психопросвещение о нарушении развития речи
Первые лепетные слова появляются у ребенка в конце первого — начале второго года жизни. Сначала это одно- и двусложные слова: «дай», «на», «мама», «ляля» (двусложные состоят из серии одинаковых слогов) и т.п. При попытке воспроизвести трехсложное слово малыш обычно опускает один из слогов: «мако» — ...
Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ
а) Конструкция и форма:Конструкция и форма помещений строится в нашей стране по типовым и индивидуальным проектам. Типы зданий и детских дошкольных учреждений имеют существенные различия между собой. Эти различия определяются и условиями строительства, и климатом, и особенностями местности. Более э ...
Развитие коммуникативных способностей детей
младшего дошкольного возраста
Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующе ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

