Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры речи у первоклассников на уроках обучения грамоте
Основываясь на результатах опытно-экспериментального исследования, выявляем, что необходима коррекция в методах, формах воспитательных работ. Для этого создаем улучшенные условия в ЭК: уделяем больше внимания составлению схем слов, подбору однокоренных слов, пересказу текста, выражению мыслей.
Содержание такой работы присутствовало на уроках обучения грамоте:
1.
Развитие грамматических навыков «Дом, который построил ты».
Любая фраза, в которой что-нибудь происходит, строится по определённым законам, даже самая простая. Она — как дом. Например, фундамент у этого домика — «кто». Стены — «что делает?» Крыша — «что». Попробуем начать строительство. Я дам тебе слово для фундамента. Слушай внимательно: «кто» — это кошка. Что она делает? Лакает. Что? Молоко. Кошка лакает молоко. Вот домик и готов!
- Ребята, теперь попробуйте построить другие здания. Не волнуйтесь: если будет нужно, я помогу. Например, кто? «рабочий», «сторож». Или что делает? «учит», «готовит».
2.
Развитие словесно-логического мышления.
Слова стояли по порядку, чтобы из них можно было составить небольшой рассказ. Но коварный Нечитайло всё испортил: он поменял слова местами. Прочитай цепочку слов. Расположи в ней слова по порядку. Для этого тебе придётся для начала представить, в какой последовательности происходили события: что случилось сначала, кто пришёл потом, что было дальше. Объясни, почему ты расположил слова именно так, а не иначе. Потом мы перейдём к следующей цепочке.
1. Врач, болезнь, выздоровление, лекарства.
2. Холод, болезнь, простуда, зима.
3. Школа, портфель, отметка, урок.
4.Взрослый, ребёнок, младенец, школьник.
3.
Развитие логики, последовательности. «Угомони расшалившиеся картинки».
Рассмотри картинки. Рисунки расположены не по порядку. Что за шалости! Попробуй расставить рисунки в нужной последовательности – так, чтобы получилась связная история, и расскажи ее своими словами. (см. приложение)
4.
Развитие артикуляции.
Чтобы говорить внятно, нужно тренироваться. Для этого недостаточно тех несложных заданий, которые ты выполнял вместе с гномом Мямлей. К вам пришли специальные упражнения — чистоговорки. Кто умеет произносить чистоговорки, тот говорит чисто.
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Му-му-му — молоко кому?
Ры-ры-ры — летают комары.
Чи-чи-чи — у дома кирпичи.
5.
Работа по учебнику (с. 4-5)
- Рассмотрит карту в учебнике. Мы уже преодолели все препятствия на огородах Бабы Яги. Впереди у нас таинственная пещера. Прочитайте ее название. (Эхо)
- Кто знает, что такое эхо?
Здесь дети отвечают полными ответами, не перебивают друг друга.
6.
Развитие
умения производить звуковой анализ звучащего слова.
Игра «Превращения слов».
- Что надо сделать, чтобы мак превратился в рака? (Заменить первую букву)
- Начертите схемы этих слов.
- Что происходит с изменением в слове буквы? ( Меняется слово и его значение)
- Как из слова лист получить аист? (Заменить первую букву )
- Начертите схемы этих слов.
- А теперь, ребята, попробуйте самостоятельно составить из букв слова, а затем их изменит и составить схемы этих слов.
Статьи о педагогике:
Методические рекомендации по обучению детей дошкольного
возраста цветоведению в ходе экспериментальной деятельности
Методика ознакомления детей с цветом в младшем дошкольном возрасте в ходе экспериментальной деятельности. Методика занятий по изобразительной деятельности требует творческого отношения детей. Основным принципом НОД является органичное сочетание обучения (в ходе экспериментальной деятельности, сообщ ...
Единство общей и специальной подготовки спортсмена
Одно из фундаментальных положений научной школы спорта выражается принципом единства общей и специальной подготовки спортсмена. Этот принцип исходит из диалектического понимания взаимосвязи между спортивной специализацией и общим разносторонним развитием спортсмена. Успех спортивной специализации з ...
Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки
1. Подготовленность речи. Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготов ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

