Социально-исторические предпосылки введения учебного предмета «Основы православной культуры» в содержание общего образования России

Перспективы образования » Воспитательные возможности православия на примере учебного предмета "Основы православной культуры" » Социально-исторические предпосылки введения учебного предмета «Основы православной культуры» в содержание общего образования России

Страница 1

Современный период в нашей истории и образовании – это время, когда произошла смена ценностных ориентиров и общественных идеалов. На рубеже веков, в которых пришлось жить нам и нашим детям, вследствие крупных социально – политических изменений произошли глобальные перемены и в человеческом сознании, и во всем государственном укладе.

В период смены ценностных ориентиров нарушилось духовное единство общества, изменились жизненные приоритеты молодежи, произошло разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. То, что переживает сегодня Россия можно назвать системным кризисом, т.к. негативные изменения затронули все стороны общественного и государственного устройства: экономики, политики, демографии, мировоззрения образования.

Важнейшей задачей педагогики сегодня становится формирование и укоренение новой мировоззренческой основы в содержании образования. Мы знаем одну неоспоримую истину, что воспитание должно опережать образование. Только при такой иерархии можно рассчитывать на нравственных врачей, учителей, продавцов, служащих полиции, президента. «Человек образованный, но не воспитанный, это страшное дело, потому что, обладая нравственными устоями, он будет и в науке и в жизни поступать безнравственно».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010» в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник общеобразовательной школы, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены такие качества как духовность и нравственность. По определению В. И. Даля, духовность – все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, а нравственность – это внутренние духовные качества, этические нормы, правила поведения, которыми руководствуется человек. Эти качества в русском сознании всегда почитались как главные.

Современная школа отчитывается о «великом достижении», подключении всех школ к сети Интернет, а родители с великой гордостью сообщают о том, что дома есть Интернет. Потом выясняется, что в подавляющем большинстве наши дети в этой сети занимаются пустым времяпровождением в социальных сетях, просмотром развлекательных или игровых сайтов. Сегодня нет культуры воспитания, нет духовной, нравственной основы для этого сложного процесса. Ситуация выглядит достаточно сложно как в детских садах, школах, так и в Вузах. Педагогику оторвали от исторических корней, заменили нравственность, духовность абсурдностью либеральных идей. Социальные пороки и негативные зависимости среди несовершеннолетних стали множиться, а система образования фактически ничем этому противостоять не может. А мы до сих пор боимся вернуться на свою православную родину. Перед нами педагогами стоит не столько задача воспитания, сколько перевоспитания уже испорченных его отсутствием детей. И мы не имеем право на ошибки, так как имеем дело с душами детей. Православная педагогика в своей сути и своим содержанием противостоит разрушительным реалиям современного мира. Но «сокровищницей» с многовековой историей сегодня пользуются не все. «Цель православного воспитания совпадает с целью и смыслом человеческой жизни и состоит в развитии всех духовных сил человека, направлении их к Богоуподоблению».

Формирование духовно-нравственных ценностей осуществляется благодаря механизму интериоризации, который состоит из следующих этапов: 1) формирование теоретических представлений о духовно-нравственных ценностях; 2) перевод духовно-нравственных ценностей в структуру личности через самоанализ, самооценку; 3) внутреннее согласие и готовность следовать духовно-нравственным ценностям в жизни; 4) включение личности в деятельность, имеющую нравственно ценную направленность (практическая реализация духовно-нравственных ценностей); 5) самоконтроль и самокоррекция в соответствии с духовно-нравственными ценностями. Успешность «запуска» этого механизма зависит, с одной стороны, от подготовленности и мастерства педагогов, поддержки семьи и сверстников, с другой - от эмоционального отклика учащихся, понимания и принятия ими духовно-нравственных ценностей православия.

Религиозно воспитанный ребенок понимает, что нарушение заповедей означает ошибку в нравственном выборе и может иметь различные негативные последствия. В таком случае у него есть выход - покаяние, то есть реальное изменение своего «неправильного» поведения или, по крайней мере, искреннее стремление его исправить.

В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» 2011 г. воспитание формулируется как социальный заказ современной общеобразовательной школе: «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Методические разработки для обучения графическому моделированию в курсе информатики
Как и при любом другом моделировании, приступая к графическому моделированию, следует выделить его объект, определить цели моделирования, сформировать информационную модель в соответствии с задачей и выбрать инструмент моделирования. В среде графического редактора, который является удобным инструме ...

Принцип речевой направленности
Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и единство. Речевая направленность предполагает ор ...

Семья как продукт исторического развития
Современные ученые, рассматривают семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. В своих работах Ковалев С.В. представляет семью как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответст ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru