Развивающая среда и художественное творчество дошкольников

Перспективы образования » Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника » Развивающая среда и художественное творчество дошкольников

Страница 3

Не мешало бы в этом возрасте познакомить детей с таким средством художественной выразительности, как линия. Это легко сделать. Большой лист бумаги может быть представлен в форме дома. в котором будут "жить" волшебные линии. Педагог постепенно, и последовательно знакомит детей с линиями (это, конечно, можно делать в игровой форме). Прямая, волнистая, короткая штриховка, зигзаг и другие линии - чем не волшебство! Эта линия толстая, прямая, ленивая и т.д.; заметь, чем похожи и чем различаются эти две линии; что и как можно сказать об этих линиях?

Арсенал линий дети смогут продолжить в любое время, используя различный изобразительный материал. Когда накопятся представления о линиях, можно изображать отдельные предметы, используя эти знания. Например, дети нарисуют ствол дерева, а, рисуя крону, используют любые линии.

Также можно украсить линиями силуэты предметов. Используя различные линии при изображении одного и того же предмета, добьемся различной выразительности. Линия, как средство художественной выразительности, найдет применение не только в декоративном рисовании, но и в декоративной лепке. Немного повзрослев, ребенок более внимательно станет рассматривать художественные произведения, понимая язык художника.

Знакомство с эталонами формы целесообразнее начать предварительно в уголке изодеятельности. Для этой цели нужна линейка-шаблон с изображением разнообразных геометрических фигур. Начнем с круга: сначала малыш обводит шаблон (дорисуй солнышко, нарисуй колобок, ягоды, яблоко, луну и другие предметы), чуть позже учится в большой круг вписывать меньший (украсим полосками тарелку). Такие разнообразные упражнения помогут освоить технические приемы и получить навыки. Точно такая же работа проводится по изображению четырехугольников. Имея достаточные навыки, знания о технике изображения, разнообразные материалы и многое другое, ребенок сможет творчески подходить к передаче имеющихся представлений. Предложим тему (например, "Праздничный салют"), пусть малыш определится, как его нарисовать. На бумаге разного размера, формы, цвета (по выбору ребенка) салют рисуют кляксографией, пальцами, печатками, грубой щетинной кистью, цветным клейстером, тычком; целесообразно показать ребенку, как рисовать двумя карандашами одновременно.

Кроме того, в этой возрастной группе дети уже не только раскладывают готовые предметы или составляют предмет из деталей, но и учатся склеивать их. В повседневной жизни хорошо бы научить воспитанников наклеивать по-разному: плоское, объемное наклеивание с использованием разнообразных материалов; то, что ребенок не сможет приклеить (мелкие детали, отдельные сложные предметы), можно дорисовать самостоятельно или с использованием трафаретов. Постепенно в этом возрасте дети осваивают работу с ножницами. Такое обучение проводится вне групповых занятий, достаточно обращать внимание на технические навыки и дать возможность ребенку резать самостоятельно.

Что касается лепки, то дети с удовольствием работают с любым пластичным материалом, будь то глина или пластилин. Но лучше всего предоставить возможность лепить из глины, украшать вылепленные изделия (стекой, различными печатками, налепом). Такой материал, как тесто, завораживает ребенка, развивает его интерес, стимулирует. Конечно, тесто не может постоянно находиться в развивающей среде, но такие "праздники" для детей устраивать необходимо. Рано предлагать малышам лепку из соленого теста лети все равно попробуют на вкус, да им и непонятно, почему выпеченное изделие нужно раскрашивать гуашевыми красками. Поэтому лучший выход - лепка из песочного теста, как из самого пластичного. Если это на сегодня дорого, то можно предложить рецепт очень простого теста: стакан рассола (из-под огурцов, помидоров, капусты, арбузов), чайная ложка соды, стакан растительного масла и мука (чтобы получилось мягкое пластичное тесто). Вылепили - испекли. Сколько детской радости! Тесто можно расцветить соком моркови, свеклы, пищевыми красителями.

Средняя группа - это время серьезного знакомства дошкольников с эталонами цвета. Поэтому уголок изодеятельности в течение года педагог пополняет различными дидактическими играми на развитие чувства цвета: это и цветовой спектр (радуга), и различные эталоны цвета, и дидактические игры, и цветовые дорисовки. Большую работу по развитию чувства цвета можно проводить, используя фланелеграф. Например, игра "Кап и капельки". Детям предлагается набор деталей различной величины в цвета, похожих на каплю. Из них сначала можно складывать различные декоративные узоры, затем цветы, разные растения, птиц, животных. Детали- капли можно группировать по цвету и величине. Цветок, например, можно собрать следующим образом: к середине маленькие "капельки" острыми кончиками синего цвета, по краям - "капельки" крупнее, голубого цвета. Из оранжевых "капелек" можно сложить белку: большая "капля" - туловище, поменьше - голова, чуть-чуть вытянутая "капля" - хвост, еще меньше - лапы, уши.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Содержание внеклассной работы по русскому языку
Одним из нейтральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе. Наряду с этим на вне ...

Сущность и особенности нравственной культуры подростков
Из проведенного нами исследования следует, что понятие «нравственная культура» имеет очень широкий спектр толкования. Само понятие, укоренившись прочно в научно – публицистической литературе и в повседневном общении, оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этическо ...

Понятия, функции, виды и свойства внимания
На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находиться в поле ясного сознания, что-то осознается в полнее отчетливо, что-то совсем смутно, а многое вообще не замечается. ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru