Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника

Перспективы образования » Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать социокультурную пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Если в среде рядом оказались дети с достаточно высоким уровнем культурно-познавательного развития, то они смогут создать интересные модели, образы, развернув их в творческую импровизацию или, наоборот, если в ней оказались дети с низким уровнем развития сенсорного опыта, то заложенные в среде поэлементные образцы также позволяют им получить успешный результат. Поэлементный образец является для ребенка зрительным, слуховым или речевым контрольным эталоном его успеха.

Изучив большое количество литературы, узнала, что много внимания уделяется оборудованию игровых и классных комнат для детей дошкольного возраста, а также оформлению различных помещений ДОУ. Этому способствуют различные публикации и консультации специалистов, регулярные художественные тематические выставки по вопросам архитектуры, монументально-оформительского, декоративно-прикладного искусства, книжной иллюстрации, мебели и интерьера. Еще осознала, что каждый детский сад всегда может быть по своему оформлению оригинален, индивидуален. Однако есть определенные противоречия между эстетическими качествами архитектуры ДОУ и их интерьерами. Дело в том, что здания строятся надолго, естественно, что и архитектура на десятилетия остается неизменной. За это время творческие идеи дизайнеров, художников и вкусы в целом могут измениться не один раз, испытав на себе воздействие новых идей в области культуры, искусства, науки и техники. Вот в этих-то конфликтных противостояниях морально устаревшей архитектуры и современного дизайна и выявляются знания, вкус и такт персонала детского учреждения. Именно от их внутренней культуры и зависит в конечном итоге, каким будет облик детского учреждения и уровень эстетического воспитания детей средствами обстановки.

Для разностороннего изучения вопросов модернизации развивающей среды в области изобразительного творчества была выдвинута гипотеза: раскрытию творческого потенциала ребенка способствует разработка, оснащение и размещение инновационными средствами изобразительной деятельности.

Объектом исследования являются художественно творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста. Предметом работы является разработка, размещение и оснащение процесса развития изобразительного творчества инновационными средствами.

Задачами работы являются:

1. Изучить методическую и специальную литературу по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.

2. Изучить теоретическое обоснование использования различных средств развития творчества у детей дошкольного возраста.

3. Разработать элементы модернизации развивающей среды в области художественно творческой деятельности детей.


Статьи о педагогике:

Содержание логопедической работы по формированию синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Логопедическая работа с детьми с ОНР обуславливается рядом общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями, озвученными О.А. Карабановой [17. С. 88]: 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение означенного принципа не позволяет ...

Характеристика НОУ ВПО "ГЭТИ"
Институт был основан в 1996 году, как Академия "Континент", далее был переименован в НОУ ВПО "Академия социально-экономического развития" (институт), а на данный момент носит название НОУ ВПО "Гуманитарно-экономический и технологический институт" (сокращенное название ...

Особенности альтернативных систем обучения
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумывался над ней. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основ ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru