Развивающая среда и художественное творчество дошкольников

Перспективы образования » Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника » Развивающая среда и художественное творчество дошкольников

Страница 1

В детском саду ребенок проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, а его потребности найдут воплощение в системе действий.

Чтобы развивать творческую инициативу ребенка, его воображение, активность реакций, в детских садах хорошо бы широко использовать свободные игры. Это те радостные для ребенка минуты, когда он сам выбирает, планирует и организует свою деятельность, проявляя самостоятельность эстетических суждений, свободное самовыражение.

Художественная деятельность ребенка должна ориентироваться на его возрастные особенности - аналитические, физиологические, психологические.

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми. Такой деятельностью они могут заниматься и самостоятельно, без помощи взрослого, насколько позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы. Но навыки и умения у дошкольников разные, и не всеми материалами умеют владеть дети. В этом им должен помочь взрослый, в частности педагог. Сегодня в обучении детей изодеятельности перед педагогами стоит одна задача - развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.

Что же такое творчество?

Творчество = восприятие + исполнительство.

Данная формула творчества предполагает обязательный запас знаний о предмете (явлении, сюжете), который ребенок изображает, иными словами - это восприятие окружающего мира. А исполнительство - это умения и навыки детей.

Конечно, одними занятиями развивать детское творчество невозможно, поэтому и возникает необходимость создания развивающей среды, способной помочь ребенку в его развитии и саморазвитии. Развивающая среда должна рассматриваться как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития: «Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми» (В.А.Петровский).

Создавая развивающую среду для дошкольников, необходимо ориентироваться на возраст ребенка.

Как указывалось выше, восприятие и жизненный опыт играют немаловажную роль в творчестве малыша. Поэтому во всех возрастных группах педагоги должны позаботиться о том, как ребенок сможет накопить нужные знания и представления.

Естественно, накапливают знания дети и при знакомстве с художественной литературой, при ознакомлении с окружающим (экскурсии, беседы и др.). Большую помощь детям окажет имеющаяся наглядность: разнообразные картинки, вырезки из журналов, открытки, марки, иллюстрации в книгах, разнообразные художественные изображения, трафареты и шаблоны, в младших группах более простые по форме и исполнению, в старших - сложнее.

Верный помощник педагогу и детям в накоплении и конкретизации знаний - фланелеграф с набором разнообразных предметов. Используя фланелеграф, ребенок самостоятельно осуществляет синтез и анализ. Хорошо, если к фланелеграфу будет набор различных элементов предмета. Например, изображения стволов деревьев (тонкие, толстые, различной формы, цвета и т.п.); такие же различные листья, плоды, цветы, ветви, корни и т.п. Тогда ребенок "соберет" на фланелеграфе свое собственное дерево, тем самым как бы наметит схему дерева или любого другого предмета. Покажите детям, как можно изобразить дерево или любой другой предмет, используя подручные предметы (веревка, скакалка, камешки, плоды, листья, песок, мятая бумага, коробки, детали строительного материала и многое другое, все то, что должно находиться в изоуголке). Чем больше детям будет предложено различных упражнений для развития воображения, тем быстрее они станут работать творчески, самостоятельно планируя свою деятельность

В последнее время, к сожалению, такой прием, как сотворчество взрослого и ребенка, используется только в младших группах, хотя в старших это тоже вызывает живой интерес у детей. На отдельных листах бумаги (больших и маленьких, разной формы и цвета) педагог выполняет только начало изображения, а ребенок его закончит так, как придумает сам. Это может быть конкретное изображение, например, дорисовать цветок, машину, солнце или вообще, дорисовав, получить то, что захочет ребенок.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Биоритмы организма в течение суток
3:00 Минимальный уровень выработки мелатонина, отвечающего за наш спокойный сон, психические реакции. 4:00 Активно работает система легких. Идет перестройка дыхательного центра, кислородная «подзарядка», очищение всего организма. 5:00 Минимальная активность почек. С 5:00 до 7:00 Время регуляции жиз ...

Общие основы физической подготовки
Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, ...

Развитие активного словаря
При формировании активного словаря используются словесные приемы (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности). Накапливается словарь разных частей речи. Виды работы над словарем: · подбор предметов к действию (кто летает, бегает), · называние частей целого (колесо, фара), ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru