Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества

Перспективы образования » Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника » Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества

Страница 1

Исследовательская работа была проведена на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 17 «Родничок» пос. Иноземцево. Это типовое здание расчитанное на 198 лиц. В детском саду функционируют: группы раннего возраста (3 группы); общеобразовательные группы (5 групп); коррекционные (логопедические) группы (3 группы).

Задачи работы по эстетическому воспитанию.

1. Формирование основ эстетической культуры средствами изобразительного искусства, эстетической деятельности.

2. Формирование эстетического вкуса, эстетических чувств, освоение художественно-творческой деятельности.

Исследовательская работа начиналась с анализа необходимых условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями предъявляемыми нормативными документами: «Программой воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Васильевой, 2005.) и «Концепцией дошкольного образования».

Были изучены условия протекания изобразительного творчества в специальном помещении – изостудии. Сопоставляя требования к её организации и оснащению, можно сделать вывод о том, что:

1. Помещение студии изо творчества находится в приспособленном помещении с недостаточным световым режимом.

2. В этом же помещении находится методический кабинет, что создает дополнительные сложности и неудобства в организации педагогического процесса развития творчества детей.

3. Эстетическое оформление студии соответствует требованию и представляет собой выставку художественных произведений, выставку работ детей, выполненный руководителем изостудии действующий макет «Города кисточки и краски», уголок декоративно-прикладного искусства (Приложение 1).

4. Оборудование изостудии не соответствует требованиям: недостаточное количество мольбертов, отсутствует доска, недостаточное количество посадочных мест, отсутствуют специализированные шкафы для хранения оборудования.

5. Отсутствует оборудование для мытья кисточек, стаканов, столов и т.д.

В связи с этим был разработан проект оснащения студии изобразительного творчества с инновационным содержанием. В этом проекте рекомендуется использовать стену творчества, столы мольберты, специализированные шкафы.

Для изучения влияния развивающей среды на механизмы развития детского изобразительного творчества был взят раздел «Рисования фигуры и лица человека».

Для экспериментальной работы была выбрана старшая – логопедическая группа «Б». Число детей 11, из них 8 девочек и 3 мальчика.

Развитие разных психологических особенностей протекает у детей неравномерно. Активность и стремление к познанию на высшем уровне. Восприятие предметов и явлений у детей этого возраста развито; устойчивость внимания возрастает, но зависит от степени заинтересованности ребенка. На интересном занятии дети могут сосредоточиться до 50 минут, а на неинтересном до 25 минут. Дети этой группы активны. Интеллектуальное развитие детей в норме. Наблюдается небольшое отставание в речевом развитии – неправильное звукопроизношение.

Для исследования элементов развивающей среды в области изобразительного творчества были использованы следующие методы исследования:

Наблюдение – это научный метод исследования, не ограниченный простой регистрации фактов, а научно - объясняющие причины того или иного явления. Также это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.

Анализ продуктов изобразительной деятельности – это метод выявления качеств личности с помощью рисунков, схем, чертежей.

Метод математической статистики – это прием обработки данных; количественный и качественный анализ, дифференциация материала по типу, группам, вариантам и составление психологической казуистики.

Эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляются психологические факты. Достоинство эксперимента в том, что сам исследователь создает условия для получения результатов.

Изучение влияния среды на развитие изотворчества детей старшего дошкольного возраста состояло из 3-х основных этапов:

1 этап – констатирующий эксперимент

2 этап – формирующий эксперимент

3 этап – итоговый (контрольный)

Констатирующий эксперимент.

Цель эксперимента:

1. Выявить уровень умений и навыков детей в области рисования красками лица человека.

2. Выявить необходимое для работы оборудование и инструменты, позволяющие дополнительно раскрывать творческий потенциал и самостоятельность детей.

Эксперимент проходил в форме занятия на тему «Мой друг»

Тема: Мой друг. Цель: Развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умение детей подбирать и использовать цвета акварели в изображении; развивать чувство композиции.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Учебно-программное обеспечение курса «Познай себя»
Учебная программа - это документ, устанавливающий содержание и объем знаний, умений и навыков по предмету и определяющий последовательность их прохождения по годам обучения. Программа бывают следующих видов: 1. Альтернативная; 2. Компилятивная (заимствованная, объединяющая фрагменты существующих ра ...

Метод преобразования задачи
Если разбить задачу на несколько подзадач невозможно, то следует попытаться ее как-то преобразовать, но, не меняя язык на котором была задана данная задача. Это значит, что если задача была алгебраической, то преобразованная задача тоже должна быть алгебраической, если она была геометрической то пр ...

Женское воспитание и образование при Екатерине II
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704-1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, з ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru