Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
Однако, если проектируется спортивный зал, он должен соответствовать не только нормативам, о которых говорилось выше, но и отвечать культурно-гигиеническим требованиям. В спортивном зале не должно быть люстр, которые могут осколочно разлететься при ударе мячом и ранить ребенка. Здесь нужны закрытые светильники. В зале лишние и различного рода занавеси на окнах: окна должны быть оборудованы таким образом, чтобы предупредить удары мяча и других метательных снарядов. Это могут быть натянутая сетка или деревянная решетка. Речь об оборудовании зала пойдет ниже. Здесь мы лишь приводим пример его проектирования и оборудования как образец необходимости выполнять принцип целесообразности и рациональности.
Продолжая разговор об этом принципе, хочется остановиться и на таких моментах благоустройства детского сада, как умение педагогов гибко сочетать в интерьере необходимое с возможным. Речь пойдет о тех зонах детской деятельности, которые, безусловно, необходимы для полноценного развития детей, но не всегда оправданно создаются в то время, когда их можно и нужно оборудовать по-другому и с большим коэффициентом полезного действия. Например, зона экологического развития детей, или двигательная, или любая другая, которую в данном помещении просто нецелесообразно располагать. Экологическую потому, что в группе недостаточно света или других условий для развития растений, они растут, но не делают зону привлекательной для ребенка, так что она не выполняет свои развивающие функции в полной мере. Двигательную потому, что помещение не позволяет организовать свободную двигательную деятельность детей и зона не выполняет своего назначения. Вот здесь и нужна рациональность решения проблемы. Где лучше иметь базу для удовлетворения потребности в экологическом, двигательном или другом развитии? Наверно, там, где для этого есть условия. Решение этой проблемы должно быть итогом поиска всего педагогического коллектива, даже если это проблема одной группы, поскольку решение может" лежать в сочетании нескольких групповых комнат или выделении особого места в рекреации, вестибюле и т.д. Неважно где. Важно, чтобы дети имели возможность удовлетворять свои потребности в различных видах деятельности.
Таким образом, принцип рациональности и целесообразности - это удобство, это простор, элегантность и воздушность помещения.
Следующий немаловажный принцип – принцип доступности и открытости. Он продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста, который ведет себя по принципу "вижу - действую'' (М.И. Лисина). Мы говорили выше о том, что развивающая среда имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности, подтолкнуть к тому, что ему интересно и доступно в данный момент. Выбор ребенка может состояться только в том случае, если перед ним будет открыто все. Это на втором этапе развития деятельности, когда уже поставлена цель и ребенок начинает плакировать ее реализацию (необходимо обеспечить ее материально), ребенок обязательно обратится к тому, чего не видит глаз, но держит память (где лежат необходимые для дела материалы). Поэтому в группе на стеллажах, полках, в шкафах должно быть открыто представлено все то, что составляет актуальный и ближайший предметный мир в настоящее время для развития ребенка.
Статьи о педагогике:
Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. ...
Методы профессионального самосовершенствования
педагога
После проведения диагностики по оценке профессионально-личностные качества учителя, являющиеся примером для учеников начальной школы, нами было выявлено, что у некоторых учителей, участвующих в эксперименте, профессионально-личностные качества развиты недостаточно, поэтому для решения проблем профе ...
Уровень сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс
Первым этапом нашей опытно-экспериментальной работы было определение уровня сформированности культуры речи у детей, поступивших в 1 класс. С этой целью мы провели ряд замеров в двух первых классах. В качестве экспериментального мы выбрали 1 «Б» класс. В качестве контрольного - 1 «А» класс. В 1 «А» ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования