Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.
Чтобы предметно-развивающая среда выполняла названные основные функции и ряд других, не менее значимых, педагог при ее проектировании и создании должен ориентироваться на следующие принципы.
Принцип целесообразности и рациональности - один из первых и наиболее важных, поскольку он создает атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми, и для каждого предмета, обеспечивающего среду. Расположение всех находящихся в групповом блоке вещей должно быть организовано так, чтобы каждая вещь, выполняя свою функцию, не мешала другим делать свое дело. Это относится к расстановке мебели вообще и столов - в частности. Именно столы создают в группе заполненность пространства и занимают часто большую часть площади. Решение этой проблемы лежит в создании отдельного помещения для столовой там, где такая возможность есть. Там же, где ее нет, нужно решать вопросы, во-первых, о количестве столов (нужно ли их так много, нельзя ли найти способ сокращения их количества?), во-вторых, как более удобно их расположить, чтобы они не претендовали на центральную часть помещения, не бросались в глаза, зрительно и фактически не занимали большое пространство и без того небольшой по площади групповой комнаты. Можно предложить ленточное, П- или Г- образное расположение столов вдоль окон.
Часто приходится констатировать нашу потребность подражать новому, необычному, неизбитому в устройстве группы. Например, передел групповой комнаты мебелью в поперечном варианте. Это не возбраняется и даже поощряется там, где большая площадь групповой комнаты и есть возможность создать зоны активной деятельности детей путем различных комбинаций с мебелью. Но когда площадь мала (сегодня это наши типовые двенадцати-четырнадцатикомплектные сады), этот вариант передела никак нельзя назвать удачным, поскольку и без того малая площадь не позволяет детям свободно двигаться. Здесь надо искать единственный и правильный вариант (наверно, это ленточное расположение мебели).
Принцип рациональности и целесообразности, как и другие принципы, имеет отношение не только к проектированию групповой среды, но и к среде всего дошкольного учреждения. Оформление рекреаций, залов, кабинетов, вестибюлей и других помещений должно следовать этому принципу. Не секрет, что сегодня из-за отсутствия детей освобождаются помещения детских садов, многие руководители стремятся практично использовать их, улучшая условия развития детей. Только всегда ли это отвечает принципу рациональности и целесообразности? К сожалению, нет. Это можно показать на примере создания физкультурных залов. Зал, в соответствии с требованиями Нормативов общей площади помещений детского сада, должен иметь площадь не менее 140 кв. м. И это требование абсолютно справедливо: спортивный, физкультурный залы должны обеспечить простор двигательной деятельности детей, ни в косм случае не создавать ощущения скованности. А ориентация многих руководителей на подгрупповые занятия с детьми не выдерживает никакой критики, поскольку в помещении бывшей групповой комнаты даже 7-8 детей не могут испытывать тот самый простор движений, который им нужен. Такое помещение под зал может оправдывать серьезная организация работы по лечебной физкультуре, где в зале не надо бегать, прыгать, метать - он предназначен для коррекции работы опорно-двигательного аппарата и проведения корригирующих упражнений для улучшения качества работы различных систем и органов при заболеваниях общего характера. Здесь должны быть гимнастическая стенка, мелкое оборудование, приспособления для различных упражнений и др.
Статьи о педагогике:
Процесс развития социальной активности студента в воспитательной
системе вуза
Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучений: - формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и ин ...
Социокультурный подход как средство повышения мотивации
В педагогике существует 2 тенденции погружения учащихся в инокультуру: 1. без опоры на культуру родного языка; 2. с опорой на культуру родного языка. Минимальными необходимыми условиями для осуществления социокультурного образования являются: · междисциплинарная интеграция культуроведческих сведени ...
Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в
предложении
Подготовка исследования Подобрать 5-7 заданий для ребенка; несколько незаконченных предложений, например: 1.Мальчик весело смеялся, несмотря на то, что… 2. Если зимой будет сильный мороз, то… 3. Если взлететь высоко как птица, то… 4. Мальчик заболел, у него поднялась температура, несмотря на то, чт ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования