Пейзажная живопись как средство формирования словаря у детей с ОНР

Страница 7

· Познакомить детей с произведениями живописи, графики.

· Изучить технологию познания красоты цветовых гамм и контрастного цветового решения.

· Научить детей наблюдению, сравнению, оцениванию рисунков и других произведений искусства.

· Обучение навыкам выражения своих чувств и эмоций при рассматривании произведений искусства.

Занятия изобразительной деятельностью, способствуют развитию речи, а так же позволят провести работу по формированию словаря:

· Расширять словарный запас на основе формирующихся представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях;

· Расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов);

· Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;

· Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи;

· Расширить представления о многозначности слов и слов-омонимов;

· Работать над лексическим значением слов .

Однако всегда следует исходить из возможностей детей, и задача педагога – определить эти возможности.

Чтобы подвести ребенка к постижению красоты живописного пейзажа, надо суметь передать свое видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребенка, нашли взволнованный отклик в его душе.

1. Словарь ребенка представляет собой сложную форму речевой деятельности. Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием всех компонентов речи и протекает в процессе речевой и неречевой деятельности. Развитие словаря в онтогенезе протекает поэтапно: формирование предметной соотнесенности слова; развитие значения слова; формирование лексической системности. Словарь разграничивается на активный и пассивный.

2. Сформированность словаря у детей с ОНР бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной лексики; ее частичная сформированность – незначительный словарный запас; развернутая речь с элементами недоразвития словаря. В активном словаре детей с ОНР преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

3. Логопедическая работа предусматривает обогащение, закрепление и активизацию словаря. Многими авторами выделены основные направления развития словаря: расширение объема словаря, уточнение значения слова, развитие структуры значения слова, формирование семантических полей и лексической системности, расширение связей между словами в лексиконе.

4. Приобщая детей к пейзажной живописи, необходимо учитывать особенности развития словаря, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка.

На занятиях с элементами живописи используют такие средства выразительности как: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей. С целью развития словаря детям предлагаются вопросы, заставляющие их рассуждать, подбирать нужные слова и конструкции, выстраивать полный ответ.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Статьи о педагогике:

Формы организации учащихся в режиме учебного дня
Физическое воспитание в школах полного дня осуществляется в традиционных формах его организации, решая те же задачи, что и в обычной школе. Однако условия и режим работы школы позволяют более эффективно реализовать возможности всех форм физического воспитания на основе преемственности содержания кл ...

Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста
Современная психолого-педагогическая наука определяет границы младшего школьного возраста с семи до десяти - одиннадцати лет (1 -4 классы). Наиболее характерной чертой этого периода является то, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Одним из важнейших итогов психологического развити ...

Анализ технологий обучения
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации. Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.С. Афанасьеву): интегративные качества (такие ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru