Пейзажная живопись как средство формирования словаря у детей с ОНР

Страница 7

· Познакомить детей с произведениями живописи, графики.

· Изучить технологию познания красоты цветовых гамм и контрастного цветового решения.

· Научить детей наблюдению, сравнению, оцениванию рисунков и других произведений искусства.

· Обучение навыкам выражения своих чувств и эмоций при рассматривании произведений искусства.

Занятия изобразительной деятельностью, способствуют развитию речи, а так же позволят провести работу по формированию словаря:

· Расширять словарный запас на основе формирующихся представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях;

· Расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов);

· Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;

· Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи;

· Расширить представления о многозначности слов и слов-омонимов;

· Работать над лексическим значением слов .

Однако всегда следует исходить из возможностей детей, и задача педагога – определить эти возможности.

Чтобы подвести ребенка к постижению красоты живописного пейзажа, надо суметь передать свое видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребенка, нашли взволнованный отклик в его душе.

1. Словарь ребенка представляет собой сложную форму речевой деятельности. Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием всех компонентов речи и протекает в процессе речевой и неречевой деятельности. Развитие словаря в онтогенезе протекает поэтапно: формирование предметной соотнесенности слова; развитие значения слова; формирование лексической системности. Словарь разграничивается на активный и пассивный.

2. Сформированность словаря у детей с ОНР бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной лексики; ее частичная сформированность – незначительный словарный запас; развернутая речь с элементами недоразвития словаря. В активном словаре детей с ОНР преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.

3. Логопедическая работа предусматривает обогащение, закрепление и активизацию словаря. Многими авторами выделены основные направления развития словаря: расширение объема словаря, уточнение значения слова, развитие структуры значения слова, формирование семантических полей и лексической системности, расширение связей между словами в лексиконе.

4. Приобщая детей к пейзажной живописи, необходимо учитывать особенности развития словаря, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка.

На занятиях с элементами живописи используют такие средства выразительности как: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей. С целью развития словаря детям предлагаются вопросы, заставляющие их рассуждать, подбирать нужные слова и конструкции, выстраивать полный ответ.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Статьи о педагогике:

Классификации ценностных ориентаций
Как следствие разночтений в определении существует и множество различных классификаций ценностей, варьирующиеся в зависимости от того, что вкладывается в содержание самого понятия. Имеются разные основания для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизне ...

История развития психологического знания
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Древнегреческие философы-материалисты Демокрит, Эпикур, древнеримский философ Лукреций понимали душу человека как разновидност ...

Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения
В ходе данной работы также потребовалось выяснить, какими сведениями о портретной характеристике как жанре детского сочинения располагает современная научная литература, в чём заключаются особенности портретной характеристики как речевого произведения. Изучение лингвистических источников показало, ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru