Пейзажная живопись как средство формирования словаря у детей с ОНР
· Познакомить детей с произведениями живописи, графики.
· Изучить технологию познания красоты цветовых гамм и контрастного цветового решения.
· Научить детей наблюдению, сравнению, оцениванию рисунков и других произведений искусства.
· Обучение навыкам выражения своих чувств и эмоций при рассматривании произведений искусства.
Занятия изобразительной деятельностью, способствуют развитию речи, а так же позволят провести работу по формированию словаря:
· Расширять словарный запас на основе формирующихся представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях;
· Расширять запас слов с противоположным значением (антонимов) и слов, близких по значению (синонимов);
· Поощрять стремление детей подбирать синонимы для более точного выражения смысла и эмоциональной окраски высказывания;
· Учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи;
· Расширить представления о многозначности слов и слов-омонимов;
· Работать над лексическим значением слов .
Однако всегда следует исходить из возможностей детей, и задача педагога – определить эти возможности.
Чтобы подвести ребенка к постижению красоты живописного пейзажа, надо суметь передать свое видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребенка, нашли взволнованный отклик в его душе.
1. Словарь ребенка представляет собой сложную форму речевой деятельности. Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием всех компонентов речи и протекает в процессе речевой и неречевой деятельности. Развитие словаря в онтогенезе протекает поэтапно: формирование предметной соотнесенности слова; развитие значения слова; формирование лексической системности. Словарь разграничивается на активный и пассивный.
2. Сформированность словаря у детей с ОНР бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной лексики; ее частичная сформированность – незначительный словарный запас; развернутая речь с элементами недоразвития словаря. В активном словаре детей с ОНР преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики, в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.
3. Логопедическая работа предусматривает обогащение, закрепление и активизацию словаря. Многими авторами выделены основные направления развития словаря: расширение объема словаря, уточнение значения слова, развитие структуры значения слова, формирование семантических полей и лексической системности, расширение связей между словами в лексиконе.
4. Приобщая детей к пейзажной живописи, необходимо учитывать особенности развития словаря, чуткость к языковым явлениям и ориентировку на смысловую значимость языка.
На занятиях с элементами живописи используют такие средства выразительности как: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей. С целью развития словаря детям предлагаются вопросы, заставляющие их рассуждать, подбирать нужные слова и конструкции, выстраивать полный ответ.
Статьи о педагогике:
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
С идеями развивающего обучения связывается возможность изменений в школе. В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников (с 7 в 1990 г. до 58 в 1999 г.). Практически все учебники оснащены так называемым «шлейфом» (пропис ...
Принципы хорошего преподавания
В хорошем преподавании важны более принципы преподавания, чем личностные качества самого преподавателя. И в этом, в настоящее время, в церкви бывают проблемы, так как люди сосредотачиваются или оценивают больше харизму человека, преподавателя, чем само качество преподавания. Далее мы рассмотрим нек ...
Система дополнительного образования
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни други ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

