Развитие выносливости
Некоторое преимущество перед равномерным и повторным методами тренировки имеет переменный метод. При переменной тренировке, во-первых, облегчается переход от покоя к работе и несколько ускоряются восстановительные процессы, во-вторых, при этом методе устраняются однообразие и монотонность в работе.
Воспитание специальной выносливости характеризуется двумя основными особенностями. В то время как общая выносливость воспитывается преимущественно посредством циклических движений, специальная выносливость — с помощью тех видов физических упражнений, в которых спортсмен специализируется. Другая особенность заключается в том, что упражнения при воспитании специальной выносливости выполняются с интенсивностью, адекватной соревновательной или близкой к ней. Это означает, что специализирующиеся, например, в беге на 200—400 м, применяя в тренировке бег умеренной интенсивности, нужной специальной выносливости не добьются, как не смогут этого сделать и стайеры, преодолевая лишь короткие дистанции с максимальной интенсивностью. И если при воспитании общей выносливости решающее значение имеют длительность и объем тренировочной работы, то при воспитании специальной выносливости важно установить оптимальное соотношение между интенсивностью и объемом работы. Это соотношение устанавливается в зависимости от избранной дистанции, уровня подготовленности занимающихся и изменяется на различных этапах тренировочного процесса.
Чем короче избранная дистанция и выше частота движений, тем большую роль играет способность организма выполнять работу в условиях недостатка кислорода (в анаэробных условиях). Чем длиннее дистанция, тем большее значение приобретает развитие дыхательных (аэробных) возможностей.
Соответственно этим условиям при планировании занятий устанавливаются конкретные величины компонентов тренировочных нагрузок: интенсивности, длины отрезков, числа их повторений, длительности интервалов отдыха.
Однако какова бы ни была избранная соревновательная дистанция, воспитанию специальной выносливости должно предшествовать воспитание общей выносливости.
Воспитание выносливости в циклических упражнениях. В видах спорта циклического характера, где продолжительность работы при максимальной частоте движений не превышает одной минуты, в мышцах преобладают анаэробные процессы. Следовательно, одной из важнейших задач при воспитании специальной выносливости в этих видах спорта является повышение анаэробных возможностей организма спортсмена.
Методика повышения анаэробных возможностей сводится, во-первых, к целостному прохождению соревновательной дистанции (длительностью не больше 1 мин.) и, во-вторых, к повторному преодолению укороченных отрезков с интенсивностью, близкой к предельной для данного отрезка, и с интервалами отдыха, равными примерно 2—3 мин. Число повторений определяется подготовленностью занимающихся. Повторений в одном занятии должно быть столько, чтобы скорость передвижения на последнем отрезке существенно не снижалась.
Для воспитания специальной выносливости скорость прохождения отдельных отрезков может и несколько превышать среднюю соревновательную скорость, а сумма отрезков равняться длине соревновательной дистанции.
Если в тренировочном занятии планируется объем работы, состоящий из нескольких серий, то, для того чтобы накопившиеся в организме недоокисленные вещества успели окислиться, между сериями должны быть достаточно большие интервалы отдыха (7— 10 мин.). Пример тренировки высококвалифицированных гребцов на дистанции 1000 м: 3 серии —3X200 м с 30-секундными паузами отдыха внутри каждой серии и 10-минутными — между сериями и 12X100 м с 30-секундными интервалами отдыха.
Статьи о педагогике:
Развитие двигательных способностей у детей старшего школьного возраста
Образовательные задачи сводятся прежде всего к получению старшеклассниками необходимого объема знаний, который позволит после окончания школы пользоваться средствами физической культуры самостоятельно и осознанно на протяжении всей жизни. Необходимо усвоить правила самоконтроля во время самостоятел ...
Система эвристических методов Г.Д. Балка
Система эвристических приемов Г.Д. Балка имеет в своей основе некоторые методы, рассмотренные выше, такие как введение вспомогательных неизвестных, преобразование задачи в равносильную ей, разбиение задачи на подзадачи. Однако, помимо того, важными для эвристических рассуждений автор считает методы ...
Разноуровневое обучение
Разноуровневые задания разработаны в соответствии с Положением о десятибалльной системе оценивания учебных достижений учащихся, основанной на 5 уровнях усвоения. Во избежание перегрузки учащихся работу нужно планировать с учетом отдельных заданий одного или нескольких уровней Выполнение таких задан ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования