Говорение на иностранном языке как вид речевой деятельности

Перспективы образования » Обучение иноязычному монологическому высказыванию » Говорение на иностранном языке как вид речевой деятельности

Страница 2

На начальном этапе внутренняя речь помогает формированию фразовых стереотипов и развитию речевого слуха, особенно фонематического.

Жинкин Н.И. говорил, что "язык держится на принципе замен" и чем быстрее научатся воспитанники". перекодировать со своего индивидуального языка на код изучаемого иностранного", тем успешнее будет проходить обучение говорению.

обучение иноязычное монологическое высказывание

Из краткого анализа психологических предпосылок обучения говорению можно сделать вывод о том, что успешность развития форм общения зависит:

- от сформированности технических навыков говорения - наличия фонетических и лексико-грамматических автоматизмов, редукции внутренней речи, умения пользоваться эквивалентными заменами и ассоциациями;

- от создания мотивов учения;

- от реализации ситуативной обусловленности;

- от прогнозирования зон интерференции и переноса.

Успешность обучения говорению зависит от индивидуально-возрастных особенностей детей (от наличия у них мотивов учения, внимания и интереса, от умения пользоваться стратегиями устного общения, опираться на прежний речевой опыт и т.д.), от лингвистических и дискурсивных характеристик текстов и, наконец, от условий обучения (наличия технических средств обучения, ситуативной обусловленности и проблемности упражнений, парно-групповой организации занятий и др.).

Обратимся к более подробному анализу некоторых из факторов.

Ситуативная обусловленность обучения говорению

Успешность устного общения зависит:

а) от наличия желания вступить в контакт, то есть реализовать возникшее речевое намерение, позволяющее установить взаимопонимание с другими людьми;

б) от степени владения структурно-системными образованиями на разных уровнях языка и от умения употреблять их в соответствующих ситуациях общения;

в) от владения набором речеорганизующих формул, необходимых для совершения вербальных процедур.

Из перечисленных условий особый интерес вызывают ситуации, которые объясняются не только их общеизвестным практическим назначением - способствовать возникновению мотива и потребности высказывания, помогать выдвижению гипотез и предположений - но и свойством активизировать мыслительную деятельность, приближать учебный процесс к естественному речевому общению.

Компоненты ситуации и их назначение описаны многими авторами. Отличие подходов наблюдается либо в количестве компонентов, либо в их интерпретации, в зависимости от формы общения и конкретной ситуации.

Наибольшее распространение получила модель Д. Вундерлиха, который выделяет восемь компонентов: говорящий, партнер по общению, время высказывания, место высказывания, когнитивное содержание высказывания, фонолого-синтаксические особенности; предпосылки, из которых исходит говорящий (предполагаемые знания о партнере), речевое намерение говорящего.

Пространственные и временные компоненты связаны с выполнением определенного вида деятельности и во многом определяют тему общения. Они оказывают также влияние на выбор языковых средств, на манеру и тональность общения. Например, в общественном транспорте неуместны громкий голос, смех, некоторые темы для разговора и многое другое. Очень важно в таких ситуациях руководствоваться нормами и правилами поведения, характерными для определенной культуры.

Что касается такого компонента ситуации как предпосылки общения, то в этой связи можно сослаться на Е.С. Кубрякову, которая утверждает, что в процессе общения "проявляются силы, исходящие по существу не от говорящего, а от его оценки состояния, знаний, склада ума, принадлежности к тому или иному социальному слою и тех, на кого рассчитана речь".

Результаты ориентировки в собеседнике отражаются в структуре и объеме высказывания, а также в отборе языковых средств.

При организации учебного процесса следует стремиться к тому, чтобы упражнения и ситуации содержали как можно больше проблемных вопросов, позволяющих воспитанникам высказывать противоположные точки зрения, спорить и убеждать. Активное участие в решении проблем повышает интерес к занятию языком, а удовлетворение от самостоятельно найденного решения является сильным мотивирующим фактором, развивающим умственную деятельность детей.

Требования к построению учебного процесса в аспекте обучения говорению

В современной методике на смену фронтальной работе на занятии все более активно приходят социальные/интерактивные формы обучения. Выполняя парные, групповые или коллективные задания, дети сосредоточивают свое внимание не на языковой форме высказывания, а на содержании. Важна при этом цель совместной деятельности - узнать новую информацию и зафиксировать/оценить ее, сообща обсудить проблемные задания, сопоставить разные точки зрения, принять участие в игре, сделать что-нибудь совместно (проект, план-схему путешествия и так далее). В процессе выполнения интерактивных заданий дети проявляют творчество и самостоятельность, а не являются пассивными исполнителями речевых действий.

Страницы: 1 2 3


Статьи о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru