Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России

Перспективы образования » История развития педагогики » Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России

Страница 1

В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были пере­даны Народному комиссариату просвещения. В его дея­тельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская.

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дорево­люционной России:

•разносторонний состав учебных предметов, включа­ющий гуманитарные, физико-математические и естествен­ные науки;

• большое количество учебных часов на язык и лите­ратуру, математику и естественные науки;

• значительное количество часов на физическое воспи­тание.

В дальнейшем учебные планы советской школы мно­гократно перерабатывались, однако эти характерные чер­ты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьны­ми предметами и соединить обучение с жизнью и практи­кой. Вводились новые методы и приемы обучения. Шко­ла имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность.

В 1930 году было объявлено о всеобщем обязатель­ном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразова­тельной школе: обеспечить высокий уровень знаний, поли­техническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным ус­воением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четком оп­ределении продолжительности и структуры учебного года.

Школа была ориентирована на образование информа­ционного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные про­блемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.

Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идео­логизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920—30-х годов в России име­ла ряд характерных особенностей: основная педагогичес­кая идея того времени — идея трудовой школы, основан­ной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается в том, что тру­довые занятия любого специального вида являются сред­ством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К. Крупской.

«Трудовая школа есть орудие выработки нового чело­века и новой культуры пролетариата, основанной на условиях общественного труда», — писал П.П. Блонский, обо­сновывая принцип индустриализации, понимаемый как тес­ная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называ­емых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества стави­ли своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеоб­разовательные дисциплины, и учащиеся получали образова­ние в объеме школы-семилетки.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Диагностика нравственной культуры подростков
Для формирования нравственной культуры подростков, прежде всего необходимо подробно изучить и уметь использовать в работе диагностические методы исследования воспитанности школьника. При решении различных педагогических задач педагог опирается не только на теоретические знания, но и реальные факты, ...

Учебное проектирование в практике современного образования
Учебное проектирование всё смелее входит в практику современного образования. Уже многие учебные учреждения готовы показать результаты работы детей, выполнивших те или иные проекты. К демонстрации этих достижений стимулирует система смотров, конкурсов, конференций, которая организована учреждениями ...

Содержание образования как средство развития мотивации
В соответствии с тематикой моего исследования обратимся к рассмотрению двух основных категорий дидактики процесса обучения и его основных компонентов, из которых наибольший интерес для нас представляет содержание образования . Понятие процесса обучения исследовалось такими учеными как: Бабанский Ю. ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru