Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России

Перспективы образования » История развития педагогики » Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России

Страница 1

В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были пере­даны Народному комиссариату просвещения. В его дея­тельности большую роль сыграли А. В. Луначарский и Н. К. Крупская.

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дорево­люционной России:

•разносторонний состав учебных предметов, включа­ющий гуманитарные, физико-математические и естествен­ные науки;

• большое количество учебных часов на язык и лите­ратуру, математику и естественные науки;

• значительное количество часов на физическое воспи­тание.

В дальнейшем учебные планы советской школы мно­гократно перерабатывались, однако эти характерные чер­ты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьны­ми предметами и соединить обучение с жизнью и практи­кой. Вводились новые методы и приемы обучения. Шко­ла имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность.

В 1930 году было объявлено о всеобщем обязатель­ном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразова­тельной школе: обеспечить высокий уровень знаний, поли­техническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным ус­воением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четком оп­ределении продолжительности и структуры учебного года.

Школа была ориентирована на образование информа­ционного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные про­блемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем — повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.

Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идео­логизация воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория 1920—30-х годов в России име­ла ряд характерных особенностей: основная педагогичес­кая идея того времени — идея трудовой школы, основан­ной на принципах политехничности и индустриализации.

Политехнический принцип заключается в том, что тру­довые занятия любого специального вида являются сред­ством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н.К. Крупской.

«Трудовая школа есть орудие выработки нового чело­века и новой культуры пролетариата, основанной на условиях общественного труда», — писал П.П. Блонский, обо­сновывая принцип индустриализации, понимаемый как тес­ная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называ­емых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества стави­ли своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеоб­разовательные дисциплины, и учащиеся получали образова­ние в объеме школы-семилетки.

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются п ...

Система дидактических игр повышающих речевую готовность детей
Опытно-экспериментальная работа по развитию речи дошкольников реализовывалась посредством систематизированной работы с детьми в процессе комплексных занятий в условиях ДОУ с использованием дидактических игр. На этом этапе исследования решались следующие задачи: проверить эффективность специально ра ...

Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Возрастные границы периода младшего школьного возраста определены обучением в начальной школе. В настоящее время, в связи с четырехлетним начальным образование, этот период охватывает возраст от (6)7 до (9)10 лет. В младшем школьном возрасте начинается интенсивное интеллектуальное развитие. В детск ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru