Анализ формирующего эксперимента
- 60% опрошенных продемонстрировали неудовлетворительные результаты по первой методике из них 10% детей из экспериментальной группы, 90% детей из контрольной группы;
- 40% опрошенных показали неудовлетворительные результаты по второй методике, все из контрольной группы;
- 50% опрошенных показали неудовлетворительные результаты по третьей методике, все из контрольной группы;
- 60% опрошенных показали неудовлетворительные результаты по четвертой методике, из них 90% - дети из контрольной группы;
- 50% опрошенных показали неудовлетворительные результаты по пятой методике, все из контрольной группы.
Нами в течение 9 недель было проведены коррекционные занятия, направленные на формирование умений правильного построения синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 вида. В работе использовались наработки, взятые из методики Т.Б. Филичевой.
Согласно Т.Б. Филичевой работа с детьми дошкольного возраста с ОНР 3 вида по формированию синтаксической структуры простого предложения должна быть направлена на:
- осмысленное использование ребенком простого распространенного предложения в системе его социальных контактов (общении, игре, просьбах);
- осмысленное использование ребенком простого предложения для выражения собственных мыслей, комментирования собственных действий.
По окончании коррекционных занятий было проведено контрольное исследование по методикам, описанным в Главе 2, на двух группах детей: тех, кто участвовал в коррекционных занятиях и тех, кто в них не принимал участия.
Исследование показало наличие различий в результатах между детьми из контрольной и экспериментальной групп. Дети из экспериментальной группы по всем методикам продемонстрировали результаты, соответствующие норме развития (26-32 балла).
Показатели, близкие к норме продемонстрировали испытуемые № 6,8,9,10 – 40% опрошенных. Средний уровень сформированности продемонстрировали испытуемые № 4,7 – 20% опрошенных. Низкий уровень сформированности продемонстрировало 40% опрошенных – все из контрольной группы.
Результаты по констатирующему и формирующему эксперименту представлены ниже:
Диаграмма. Уровни сформированности умения правильного построения простого распространенного предложения у детей с ОНР 3 уровня
В ходе анализа теоретической и методической литературы нами было выявлены основные характеристики общего недоразвития речи, типология данного отклонения, его проявления у детей, особенности развития данного отклонения в онтогенезе.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения.
Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений.
Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения.
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, такта и на уровне поверхностного синтаксиса.
На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушений грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.
Нами была проведена диагностическая работа среди дошкольников с ОНР 3 уровня, направленная на изучение сформированности синтаксической структуры простого предложения.
Диагностика состояла из пяти методик, каждой соответствовало определенное задание. В экспериментальную группу входило 10 воспитанников детского сада, посещающих логопедическую группу.
У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня отмечается значительное отставание в построении простых предложений по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Статьи о педагогике:
Комплексы заданий для тестового контроля речевых навыков
Речевые навыки – это способность автоматизировано совершать речевые действия, а именно произносительные, интонационные, графические, орфографические, лексические, грамматические действия. Иными словами речевые навыки – это речевые операции, выполнение которых доведено до степени совершенства. Навык ...
Современные представления о грамотности как результате
обучения
Рассмотрим представление о современных подходах к целям и образовательным результатам в зарубежной и отечественной педагогической практике. Анализ зарубежных публикаций показал, что в последние годы в зарубежном образовании происходил переход от структурно-количественной, «знаниевой» оценки его рез ...
Формирование нравственности учащихся
Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и л ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования