Анализ формирующего эксперимента

Страница 3

- 60% опрошенных продемонстрировали неудовлетворительные результаты по первой методике из них 10% детей из экспериментальной группы, 90% детей из контрольной группы;

- 40% опрошенных показали неудовлетворительные результаты по второй методике, все из контрольной группы;

- 50% опрошенных показали неудовлетворительные результаты по третьей методике, все из контрольной группы;

- 60% опрошенных показали неудовлетворительные результаты по четвертой методике, из них 90% - дети из контрольной группы;

- 50% опрошенных показали неудовлетворительные результаты по пятой методике, все из контрольной группы.

Нами в течение 9 недель было проведены коррекционные занятия, направленные на формирование умений правильного построения синтаксической структуры простого предложения у детей дошкольного возраста с ОНР 3 вида. В работе использовались наработки, взятые из методики Т.Б. Филичевой.

Согласно Т.Б. Филичевой работа с детьми дошкольного возраста с ОНР 3 вида по формированию синтаксической структуры простого предложения должна быть направлена на:

- осмысленное использование ребенком простого распространенного предложения в системе его социальных контактов (общении, игре, просьбах);

- осмысленное использование ребенком простого предложения для выражения собственных мыслей, комментирования собственных действий.

По окончании коррекционных занятий было проведено контрольное исследование по методикам, описанным в Главе 2, на двух группах детей: тех, кто участвовал в коррекционных занятиях и тех, кто в них не принимал участия.

Исследование показало наличие различий в результатах между детьми из контрольной и экспериментальной групп. Дети из экспериментальной группы по всем методикам продемонстрировали результаты, соответствующие норме развития (26-32 балла).

Показатели, близкие к норме продемонстрировали испытуемые № 6,8,9,10 – 40% опрошенных. Средний уровень сформированности продемонстрировали испытуемые № 4,7 – 20% опрошенных. Низкий уровень сформированности продемонстрировало 40% опрошенных – все из контрольной группы.

Результаты по констатирующему и формирующему эксперименту представлены ниже:

Диаграмма. Уровни сформированности умения правильного построения простого распространенного предложения у детей с ОНР 3 уровня

В ходе анализа теоретической и методической литературы нами было выявлены основные характеристики общего недоразвития речи, типология данного отклонения, его проявления у детей, особенности развития данного отклонения в онтогенезе.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения.

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений.

Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения.

Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, такта и на уровне поверхностного синтаксиса.

На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушений грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.

Нами была проведена диагностическая работа среди дошкольников с ОНР 3 уровня, направленная на изучение сформированности синтаксической структуры простого предложения.

Диагностика состояла из пяти методик, каждой соответствовало определенное задание. В экспериментальную группу входило 10 воспитанников детского сада, посещающих логопедическую группу.

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня отмечается значительное отставание в построении простых предложений по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Сущность понятия «культура речи»
С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самы ...

Профессиональное самоопределение и факторы его обуславливающие
Процесс становления человека как общества, существа характеризуются сочетанием, стремлением к единению, общественному признанию, включению в социальность и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида. Доказано, что личность человека формируется и раскрывается в процессе акт ...

Методика организации дидактических игр на уроке немецкого языка
Игра по своей природе многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности. Игра оказывает действенное влияние на формирование личности ребёнка, способствует его психологическому развитию – воспитывает навыки коллективиста, развивает организаторские способности, в играх ребя ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru