Развитие активного словаря

Страница 3

перо – перья

дерево – деревья

стул – стулья

окно – окна

лист – листья

крыло - крылья

Если дети не могут выполнить задания 9 и 10, логопед должен выяснить. Усвоены ли ими понятия «много» и «один».

Следующие предлагаемые задания направлены на обучение детей различать некоторые грамматические формы слов, а также различать слова, близкие по звучанию или имеющие сходство с предметной ситуацией. Первоначально дети в своем понимании ориентируются на языковой контекст всего вопроса логопеда. Как только дети научатся без затруднений понимать и выполнять все задания, логопед постепенно может начать убирать все подсказывающие слова и дать возможность ребенку ориентироваться на различное звучание отдельных частей слова. В такой поэтапности нет необходимости, если логопед обнаружит способность детей различать грамматические формы слов.

Задание 1. Научить детей различать слова (существительные), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком):

вагон — газон козел — осел мыло — Мила

земля — змея бочка — точка крыша — крыса

горшок - порошок полено — колено нос — воз

Задание 2. Научить различать слова (глаголы), близкие по звучанию:

Кого несут, а кого везут. Кто купается, а кто катается.

Что висит, а что стоит. Кто копает, а кто покупает.

Задание 3. Научить детей не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации:

моет — умывается — стирает несет — везет

бежит — прыгает подметает — чистит

лежит — спит шьет — вяжет

строит — чинит

Игровой прием к заданию

«Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?»

Дети выбирают соответствующие предметы или их изображения на картинках по названному логопедом действию.

Игру «Покажи, кто спит, а кто лежит» или «Покажи, кто везет, а кто несет» можно провести по демонстрируемым действиям, но лучше подобрать картинный материал с соответствующим сюжетом.

Задание 4. Научить детей различать названия действий, противоположных по значению:

застегни пальто — расстегни пальто, сними шапку — надень шапку;

отнеси — принеси, намочи—отожми, завяжи — развяжи, открой — закрой, найди — спрячь, войди — выйди, вымой — вытри, включи — выключи.

Задание 5. Научить детей понимать действия, изображенные на сюжетных картинках:

вытирается — вытирают, одевается — одевают, купается — купают, катается — катают, умывается — умывают, обувается — обувают, качается — качают, причесывается — причесывают.

Фрагмент одного занятия

После того как дети познакомились с парными сюжетными картинками, на одной из которых какое-то лицо, например мальчик или девочка, совершает действие самостоятельно, а на другой картинке им помогает совершить это же действие взрослый, логопед предлагает детям сравнить эти картинки и показать, где девочка сама одевается, а где ее одевает мама. Если дети справляются с заданиями, то логопед убирает из своего вопроса подсказывающие слова мама, папа: «Где Оля сама причесывается, а где ее причесывают?» и т. д.

На следующем этапе из контекстов вопросов убираются все подсказывающие слова, и дети должны ориентироваться на грамматические формы глаголов, например: «Покажи, где девочка причесывается, а где девочку причесывают», «Где Вову вытирают, а где Вова вытирается?».

Задание 6. Научить детей различать значения приставок в страдательных причастиях:

завернут (-а, -ы)

— развернут (-а, -ы)

кукла, конфета;

завязан (-а, -ы)

—развязан (-а, -ы)

узел, бант, шнурки;

застегнут (-ы, -о)

— расстегнут (-ы, -о)

пальто, воротник;

одет (-а)

— раздет (-а)кукла, девочка, мальчик;

открыт (-а, -о)

— закрыт (-а, -о)

окно, шкаф, форточка.

Задание 7. Научить детей определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие — одному лицу или нескольким лицам:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Организация дистанционного обучения учащихся
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере техн ...

Основные категории психологии: индивид, личность, индивидуальность, субъект
Индивидом - представитель человеческого рода, имеющий определенные генетические, врожденные данные, психофизиологическую организацию. К индивидным характеристикам человека относятся динамические врожденные качества: темп и скорость реакций, своеобразные активности, реактивности и ригидности. Индиви ...

Разработка и апробация системы уроков с использованием ролевых игр для развития диалогической речи на уроках английского языка
На данном этапе исследования (в рамках формирующего этапа) было разработано и проведено 8 уроков, в течение которых использовались ролевые игры, направленные на развитие диалогической речи. Ролевые игры являли собой определенную ролевую ситуацию. Основными параметрами, определяющими характер ролево ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru