Развитие активного словаря

Страница 2

Особое внимание следует обратить на обучение детей различению грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов. Однако надо знать, что такие задания доступны лишь в том случае, если у них сформированы представления о количестве предметов: один — много.

Задание 1. Научить детей узнавать предметы по их назначению.

Образец. «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять», «Покажи, чем ты будешь чистить зубы?», «Покажи, чем ты нарисуешь домик?» и т.д.

Фрагмент одного занятия

Задание 2. Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию.

На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Логопед предлагает угадать, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы», или: «Он круглый, красный, деревянный» и т. д.

Задание 3. Научить детей соотносить слова один — мало — много с соответствующим количеством предметов.

В условиях специализированного детского сада для детей с нарушениями речи это задание можно соединить с занятиями по счету.

Задание 4. Научить детей соотносить слова большой — маленький с величиной предлагаемых предметов.

Задание 5. Научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое:

а) без предмета:

иди — стой иди — прыгай

садись — встань беги — иди

ложись — садись беги — стой

сиди — лети прыгай — беги

б) с предметом или предметами:

возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Вове; возьми обруч, подними его над головой, пролезь в него, положи обруч к ногам.

Задание 6. Научить детей различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.

а) без предмета:

иди — не ходи прыгай — не прыгай

садись — не садись дыши — не дыши

беги — не беги улыбнись — не улыбайся

ложись — не ложись закрой глаза — не закрывай глаза

вставай — не вставай катайся — не катайся

пей — не пей пой — не пой

б) с предметом (мяч, обруч, кубик или любой другой предмет):

возьми — не бери кубик дай — не давай обруч

неси — не неси обруч спрячь — не прячь мяч

подними — не поднимай мяч убери — не убирай кубики

Вначале логопед утрированно (если это необходимо) интонирует отрицание или утверждение (отрицание — строгой интонацией, утверждение — мягкими, ласковыми интонациями). В дальнейшем ребенок должен ориентироваться только на значение отрицательного слова.

Задание 7 (только для группы детей). Научить различать, к кому обращена команда-просьба.

«Вова, сядь.— Дети, са- Таня, прыгай.— Дети, прыгайте».

дитесь.»

«Вова, встань.— Дети, Таня, подними руки.—Дети,

встаньте. поднимите руки».

«Нина, беги.— Дети, бегите. Вова, закрой глаза.— Дети,

закройте глаза».

Задание 8. Научить детей по форме глаголов повелительного наклонения различать, к кому обращены просьбы — к одному лицу или нескольким лицам:

иди — идите ложись — ложитесь

сядь — садитесь прыгай — прыгайте

беги — бегите закрой глаза — закройте глаза

подними руки вверх — поднимите руки вверх

Задание 9. Научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и)

(II склонение).

возьми шар — возьми шары

возьми мяч — возьми мячи

возьми гриб — возьми грибы

возьми цветок — возьми цветы

возьми (дай): кубик – кубики, карандаш – карандаши, лопату – лопаты, книгу – книги, картинку – картинки;

подай тетрадь – подай тетради.

Задание 10. научить различать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на –а (-я)

(II склонение).

Инструкция. Покажи, где нарисован(ы) дом(а).

дом – дома

глаз – глаза

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Общие основы физической подготовки
Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, ...

Уровень развития психофизических функций
Если мы обратим внимание на показатели развития уровня психофизиологических функций, то, например, по динамике средних показателей силы нервных процессов мы можем наблюдать движение нервной системы к более сильному типу, что подтверждает снижение очков с 229,4 до 208. Наряду с этим процессом происх ...

Своеобразие познания детьми дошкольного возраста окружающего мира
Нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции у ребенка, суетливость, обилие дви ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru