Развитие активного словаря

Страница 6

б) винительный падеж существительного имеет окончание -у.

а) дай мяч шарик грибок

неси }

на } кубики

бери суп

ищи чулки носки платок

лови мяч

открой шкаф

закрой дверь

б)

возьми {вату лопату собаку

{куклу пирамиду мишку

игрушку зайку

дай {палку чашку утку

{ ложку корову

{вилку

Игровые приемы к заданию

«Выбери игрушку».

Дети становятся в круг. В середине круга стоит стол, на котором разложены игрушки (шар, кубики, лопата, кукла). Один из детей, бросая мяч другому, просит: «Вова, дай шар (кубик)», «Таня, дай куклу (лопатку)» и т.д.

Ребенок, поймавший мяч, должен выполнить эту просьбу: положить мяч на стол, взять со стола названную игрушку, сказать: «Оля, на (возьми) шар».

«Подскажи нужное слово».

Дети садятся вокруг стола. На столе разложены перевернутые картинки. Логопед говорит, обращаясь к одному из детей: «Вова, вымой .» Вова открывает одну из лежащих картинок и называет ее (руки, уши, лицо). Вова выполняет это действие (имитирует мытье рук, ушей, лица).

«Раздай правильно».

На столе стоят чашки с водой, соком, чаем, молоком, компотом, кофе. На тарелочках лежат сыр, хлеб, колбаса, печенье и т. д. Логопед или воспитатель вызывает двух детей. Одному дает поднос с чашкой, другому поднос с тарелкой. Объясняет, что Таня хочет (будет) пить, а Вова хочет (будет) есть. Тане надо принести то, что можно пить, а Вове то, что можно есть. Дети разносят продукты и ставят их на соответствующий поднос, проговаривая: «Таня, пей молоко (сок, компот и т.д.)», «Вова, ешь хлеб (сыр, яблоко)».

Фрагмент одного занятия

В этом задании можно сочетать две задачи: оформление предложений и развитие памяти детей.

Логопед подбирает картинки, изображающие предметы или животных. Пачку перевернутых картинок кладут перед детьми.

Предлагается взять картинку, назвать ее и запомнить. Доставая картинку из пачки, ребенок называет ее, запоминает и берет себе. Дети называют картинки, употребляя слово в именительном падеже единственного числа, например: «Это утка». После того как картинки названы, дети передают их ведущему, а затем просят у ведущего свои картинки, например: «Вова, дай мишку», «Вова, дай лопатку» и т. д. Передавая картинки, ведущий должен сказать: «Таня, на мишку». Каждому ребенку предлагается запомнить столько картинок, сколько он сможет.

Задание 1. Научить детей употреблять инфинитив глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а затем соединять их в словосочетания со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.

Игровой прием к заданию

«Угадай, кто что будет делать».

На столе сидят куклы, одетые по-разному в зависимости от того, что они будут делать: кукла, одетая в пальто, шапку или пижаму; кукла, сидящая в фартучке, с ложкой в руке; кукла с карандашом и листком бумаги и т. д.

Логопед предлагает ребенку угадать, какая из кукол что должна делать.

— Вова, покажи, кто из них должен идти спать. Ребенок показывает на куклу в пижаме.

— А как ты ей скажешь, чтобы она пошла спать?

— Иди спать!

— Правильно. А кто из них пойдет гулять? Покажи. Что ты ей скажешь?

— Иди гулять!

— Верно.

Задание 2. Проследить, чтобы в общении дети использовали имеющиеся в их активной речи словосочетания, например выражали желания (даы+существительное, хочу+инфинитив), спрашивали разрешение {можно + инфинитив или существительное), выражали повеление и т. д.

Примерные обиходные словосочетания: дай (хлеба, воды, игрушку и т.д.); налей (супу, киселя, воды, молока); хочу (есть, пить, спать, гулять, играть); можно спать?, можно идти?, можно гулять?, можно кушать?, можно встать?; идем (играть, гулять, строить, лепить и т.д.); мой (лицо, уши, руки, шею).

Все особенности устной речи как процесса общения посредством языка возникают, развиваются и определяются с целью коммуникации. Лексические нарушения, проявляющиеся в недостаточной сформированности пассивного словаря и бедности, искаженности активного словаря, занимают одно из ведущих мест при моторной алалии и не позволяют данной категории детей осуществлять процесс коммуникации. Поэтому развитие словаря у детей с моторной алалией осуществляется, в первую очередь, для введения этих детей в социум.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи о педагогике:

Понятие «текстовая задача». Структура задачи
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, гак и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а ...

Психология личности
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процесс ...

Динамика силовых возможностей волейболистов 12-14 лет при выполнении изометрического упражнения локального воздействия
Для характеристики естественных возможностей проявления силовых качеств было использовано следующее контрольное упражнение изометрического характера: испытуемый стоит прямо, в опущенных руках удерживает груз хватом сверху, равный 30% от максимального результата, который он смог поднять в предварите ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru