Сущность глобализации, цель и направление
В ХХ ст. человечество вступило под знаком глобализации. Процесс глобализации отразился на очень широком круге явлений и процессов в сфере экономики, политики, социологии, образования и др Этот термин приобрел междисциплинарного содержания и весьма противоречивых трактовок. На сегодня существуют разные, и даже противоположные точки зрения на сущность, причины и последствия этого процесса.
Впервые тема глобализации была поднята в 1981 г. американским социологом Дж. Маклин. Уже в середине 80-х годов концепция глобализации получила широкое признание. Британский исследователь Р. Робертсон отмечал, что концепция глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого . к конкретной глобальной зависимости ., глобального целого в ХХ ст. М. Уотерс определил глобализацию как социальный прогресс, в котором географические и культурные ограничения ослабевают и в котором люди это ослабление чувствуют.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики - геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.
Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.
Глобализация в ее современном проявлении предстает как многоуровневая и многосторонняя система различных интеграционных проявлений. Основные из них, на наш взгляд, это: глобальная коммуникация, глобальная экономика, глобальная политика, глобальная культура, глобальная наука, глобальный язык, глобальный образ жизни.
Глобальная коммуникация. Новые средства коммуникации во взаимодействии с усовершенствованными старыми (реактивная авиация, телевидение, радио, Интернет, мобильный телефон) соединяют людей на разных континентах. Географические препятствия и межгосударственные границы отступают. Пространство и время сжимаются, люди и народы сближаются.
Статьи о педагогике:
Диагностика уровня сформированности творческих способностей
младших школьников
Для изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста на базе МАОУ СОШ №31 города Ишима Тюменской области был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 «Е» и 2 «А» классов в количестве 22 человека. 2 «Е» составил экспериментальную группу, 2 «А» контрольную (по ...
Эстетическое воспитание на примере творческого
объединения
А.С.Макаренко, придавая огромное значение эстетическому воспитанию, неоднократно отмечал, что дети должны быть активными участниками создания красивого в жизни, потому что, изменяя действительность по законам красоты, человек преображается сам. Эстетическое воспитание начинается с создания определе ...
Пути повышения двигательной активности во внеклассных формах организации
занятий
Гимнастические упражнения Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. В программный материал I-IV классов входят простейшие виды пост ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования