Дидактические игры на уроках химии и биологии

Страница 2

• Поиск;

• Воспроизведение;

• Запоминание;

• Переработка и реализация информации в мышлении;

• Воображение и действие.

У человека нормального должна обязательно присутствовать способность к самопознанию и самосовершенствованию, но не только. Человек нормальный должен стремиться к творческому преобразованию внутреннего и окружающего мира.

Познавательная активность человека меняется в течение жизни. Для учащихся 8-11-х классов характерна самостоятельная активность, которая характеризуется следующими признаками:

• Cтремление узнать больше;

• Желание определить причинно-следственные связи узнаваемого;

• Возникновение инициативы в постановке задач и вопросов;

• Поиск (самостоятельный) путем решения поставленной задачи;

• Устойчивая изобретательность и постоянство интереса;

• Выделение главного в изучаемом;

• Участие в спорах и обсуждениях по изучаемому;

• Желание высказать и отстоять свою точку зрения;

• Интересен сам способ получения знаний;

• Осознание интереса к знаниям.

Эти признаки были выделены преподавателем Сев. Кав ГТУ, г. Ставрополь Ж.Ю. Ионовой. Не могу не согласиться с этими признаками. Дальше автор статьи приводит различные методы активизации познавательного интереса учащихся. Химия - сложная, тяжелая для восприятия и запоминания наука. Не скажу, что все темы дети слушают внимательно и с интересом. При изучении сложного материала внимание учащихся рассеивается, дети начинают зевать, отвлекаться. Самое время активизировать внимание на уроке. Лирическим отступлением, интересным рассказом, каким – либо артистическим приемом или просто игрой. Не просто игрой, а предметной игрой.

Игра

– как один из методов психологического воздействия на ребенка существует давно. Но за 70 лет социалистического прагматизма из советской педагогики полностью была выхолощена игровая методика. К примеру, я училась в 70-ые годы 20-го века. Но ни на одном из занятий по методике моих предметов я не слышала о “ дидактических играх”. Впервые о их существовании я узнала на курсах повышения квалификации в 1988г. в г. Махачкале. Лекцию о дидактических играх читал Асадулаев Гаирбек Асадулаевич (не помню откуда). Но по приезду домой я изготовила себе несколько игр. А дальше – больше. Сейчас в арсенале химико-биологического кабинета имеется более 20-ти игр. Попробуем разобраться, как воздействует игра, как метод, на ребенка?

Детство и игра неотделимы. Ребенок живет в игре, живет, причем, “взаправду”, одновременно познавая мир. Н.К. Крупская писала: “Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организаторские способности, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства”.

Современные дети, к сожалению, играют все реже и реже.

Причины тоже известные:

• Сократился набор игр, известных детям.

• Времени свободного у детей стало меньше.

• Но самая главная причина- отсутствие подготовленных людей, знающих не только сами игры, но и психологию детей.

• Современная педагогика уже давно приобрела личностно- ориентированный характер. Но, на мой взгляд, ведущую роль коллектива в воспитании личности отметать в сторону было нельзя. Уже более 15-ти лет я нигде не слышу и о необходимости формирования детского коллектива, хотя это необходимый фактор для развития и реализации личности.

А.С. Макаренко писал, что “самой реальной формой по отношению к личности являются удержание личности в коллективе, такое удержание, чтобы эта личность считала, что она в коллективе находится по своему желанию – добровольно, и во- вторых, чтобы коллектив добровольно вмещал эту личность”.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Уровень физической подготовленности
Показатели быстроты движений, которые определялись тестовым бегом на 30 метров, были проанализированы, и на основе этого анализа нами была создана Диаграмма 9. На ней четко видна положительная динамика показателей: уменьшение показателей ниже среднего на 47,8%. Так же как и положительная динамика в ...

Средства и отличительные черты методики
В качестве средств воспитания координационных способностей спортсмена могут быть использованы, в принципе, самые различные упражнения из числа средств общей и специальной подготовки, если они связаны с преодолением координационных трудностей. По мере того, как упражнение становится привычным, все п ...

Город как система
Сложное целое, каким является город, может успешно работать только в том случае, если он устроен системно. А город по своей сути не может не быть системой. Он состоит из разных по назначению частей, которые дополняют друг друга, находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости. Составным част ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru