Дидактические игры на уроках химии и биологии

Страница 3

В последние годы мы сильно увлеклись односторонним развитием личности, формированием личностных качеств человека. Конечно, отказ от коллективного способа воспитания личности уже принес свои плоды. Возникли разобщенные детские группы, где нет общей идеи, вокруг которого можно было бы сплотиться. В этих группах нет общих интересов, традиций, занятий (помимо урока) и, конечно, общих игр.

На этапе “расцвета коллектива” детей (А.С. Макаренко) все члены его начинают находиться в ответственной зависимости. Вот тогда специально подобранные обучающие и развивающие игры могут способствовать формированию умений навыков, а также чувства ответственности перед коллективом.

Методика проведения игр зависит от цели и воспитательных и образовательных задач, а также от уровня развития играющих, возраста, степени их активности. Прежде всего, необходимо ясно представлять себе и воспитательные и образовательные задачи, которые надо решать в ходе и результате игры.

Игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, быть дисциплинированными, предъявлять к себе и другим высокие требования. В любой игре детей сплачивает чувство локтя, командность, взаимопомощь и дружба и при этом проявляется высокая общественная активность.

Итак, все, что было сказано выше, касается игр вообще. Дальше речь идет о тех играх, которые можно использовать в процессе урока. Я их собрала огромное множества. Являясь одной из форм самостоятельной, познавательной деятельности учащихся учебные игры носят название дидактические.

Все дидактические игры можно классифицировать:

Дидактические игры.

• Классно-урочные игры ;

• Внеклассные игры.

И те и другие должны характеризоваться следующими признаками:

• Строгие правила, которые лучше не нарушать;

• В игре должен принимать участие весь класс;

• Игры с возрастом должны усложняться.

Если не следовать этим правилам, то очень быстро у детей пропадает интерес. А то, что не интересно не способствует развитию памяти.

Дидактические игры способствуют реализации ведущих функций обучения: Образовательную, воспитательную и развивающую - на основе принципов педагогики сотрудничества. И одновременно достигается решение сразу нескольких задач.

• Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний.

• Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

• Подход к учащимся в обучении становится более деликатным дифференциальным.

В результате использования игрового метода стимулируется познавательная деятельность учащихся, активизируется их мышление. В ходе игры выявляются личностные черты характера учащихся, усиливается мотивация к изучению данного предмета. Какие виды деятельности могут включать учебные дидактические игры?

• Распознавание объектов, явлений, свойств.

• Сравнение объектов, явлений, свойств.

• Характеристика объектов, явлений, свойств.

• Раскрытие, обоснование понятий.

• Практическое применение объектов, явлений, свойств.

• Овладение терминами.

• Выработка умения анализировать, различать, абстрагировать и обобщать.

Ну, а теперь дадим характеристику некоторых игр.

Простейшие кратковременные игры.

1. “Скороговорки”

– в самом начале урока, в качестве организационного момента, учащимся дают записать одну – две скороговорки. При попытке выговорить правильно слово, у детей включается в работу речевой аппарат, а значит и мыслительная деятельность, непосредственно связанная с речью. Продолжительность 5-7 минут.

2. “Загадки” –несложные, интересные загадки тоже могут активизировать мысленную деятельность учащихся и вначале урока и при изучении сложных тем, когда дети порядком устали.

3. “Найдите соответствие”

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Роль задач с практическим применением в развитии предметной мотивации
Ответ на вопрос «Как возбудить интерес к математике?» неоднозначен. Всё зависит от интересов индивидуума. Очевидно, необходимо проанализировать личностные механизмы, активизирующие и регулирующие мотивационную роль практики к учебной дисциплине. Можно выделить ряд стадий усвоения учебного материала ...

Развитие активного словаря
При формировании активного словаря используются словесные приемы (соотнесение слова с известными словами по сходству, противоположности). Накапливается словарь разных частей речи. Виды работы над словарем: · подбор предметов к действию (кто летает, бегает), · называние частей целого (колесо, фара), ...

Дидактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
Организуя внеклассные занятия школьников по русскому языку, учитель в своей работе должен опираться на общедидактические принципы, которые представляют собой основные, исходные положения, определяющие педагогическую практику при обучении основам наук: принципы научности, сознательности и активности ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru