Применение дидактических игр на уроках биологии

Страница 2

Игра как дидактическое средство, как деятельность ребенка, как путь детей к познанию мира в котором они живут, несомненно, сильно вторгается в область дидактики, но используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в мизерных дозах. Это зависит от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности. Как удается в большей или меньшей мере использовать ее для педагогических целей.

Перед современной школой стоит конкретная задача – научиться педагогически управлять дидактической игрой, учитывая ее воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребенка в игре.

Осмысление собственного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр, применяемых на уроке:

1. Игры упражнения. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применение его в новых ситуациях. К играм-упражнениям относятся: разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, ботаническое и зоологическое лото, объяснение пословиц и поговорок о растениях и животных. Побуждение школьников к этим играм, основанное на стремлении проявить догадку, смекалку в умственной деятельности, можно и должно использовать в развитии познавательной активности учащихся.

С целью быстрого овладения учащимися материалом по систематике растений и животных мы предлагаем игру “Найди родственников”. Вызванный ученик вытаскивает (или получает) карточку и подбирает к изображенному на ней объекту родственное по типу, классу, порядку, отряду, семейству растение или животное. Например, если на карточке изображено растение пшеницы, то ученик, подбирая ряд других представителей злаковых, дает общую характеристику семейства. После дополнительного вопроса по учебному материалу темы мы ставим отметку.

При повторении пройденного материала, а также на повторительно-обобщающих уроках мы используем ботаническое и зоологическое лото. В 7-м классе занятие можно построить, например, так: ученик берет карточку, на которой изображено взрослое насекомое и оставлены четыре пустые клетки. Отдельно на маленьких карточках нарисованы схемы, показывающие различные стадии развития насекомых. Отвечающий учащийся выбирает те изображения, которые относятся к данному насекомому, и по рисункам рассказать о его биологических особенностях, значении в природе и народном хозяйстве.

Загадки, ребусы, головоломки используем очень часто на уроках биологии в V–VII классах. Работа с загадками, на наш взгляд, помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивают логическое мышление. Для того, чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной литературы. Загадки составляем на основе зашифровки наиболее существенных признаков предмета или явления. Разгадывание загадок предполагает формирование у детей умения решать логические задачи, заключенные в них. При отгадывании загадки мы помогаем детям выделить в необходимой последовательности все заключенные в ней признаки, т.к. часто именно нарушение порядка анализа имеющихся данных приводит к ошибкам.

Применяем загадки также при изучении нового материала. Например, перед объяснением нового материала загадываем загадку:

Из растений чей портрет

Выбит на монете?

Чьих плодов нужнее нет

На земной планете? (Пшеница)

Такой прием активизирует, на наш взгляд, внимание ребенка для восприятия темы “Сельскохозяйственное значение злаков”.

Применяем загадки и при закреплении нового материала, на обобщающих уроках. При этом просим ребят не только отгадать загадку, но и ответить на соответствующие вопросы. Так, к загадкам о растениях, относящихся к разным семействам цветковых, мы предлагаем следующие вопросы: К какому семейству относятся эти растения? К какому классу? Назовите общие признаки класса, семейства. Что вы знаете об этом растении? Какие растения, относящиеся к этому семейству, вы еще можете назвать? Таким образом, происходит закрепление полученных знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Особенности нравственного развития в дошкольном возрасте
Несоответствие между усвоением нравственной нормы и реальным поведением предопределяет изменение стратегии развития морально-нравственной сферы дошкольника. Эта стратегия должна быть направлена не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь ...

Поведение: понятие, регуляция
Поведение — активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой. Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем, речь, физиологические реакции. Мыслительное, внутреннее поведение — мыслительный проц ...

Понятие «текстовая задача». Структура задачи
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, гак и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru