Применение дидактических игр на уроках биологии
дидактический игра урок биология
Где бы мы ни были, нас повсюду окружают животные и растения. Но изучать биологию – не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету – является главной нашей задачей.
Нельзя учащихся заставить задуматься, размышлять над тем или иным заданием, вопросом. При помощи игры мы увлекаем, а не принуждаем. Активность оказывает положительное влияние как на процессы мышления, запоминания, повышая данную способность и усиливая прочность запоминаемого. Этого можно достигнуть различными способами: показом опытов, организацией наблюдений разного типа, необычным рассказом и др.
Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это необходимо, поскольку современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка. Реализация этой задачи объективно требует нового подхода к обучению, к организации всего познавательного процесса. Кроме того, современная школа требует научить каждого ребенка самостоятельно учиться. Чем больше самостоятельности мы предоставляем учащимся в выполнении учебных задач, тем эффективнее будет учебный процесс. Это является серьезным основанием для более широкого использования игры в организации процесса обучения.
При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок школьников. Игра – одно из средств, которое содержит в себе реальные возможности осуществления этих направлений школы.
Игра, как и любое другое средство, становится образовательным фактором только при соблюдении ряда условий. Главное из них – это наше отношение к детям, которое меняется в лучшую сторону, и выражается при помощи игровых приемов. Мы должны сами активно участвовать в игре, а не быть сторонними наблюдателями.
Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. Но дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке.
Как показывают наблюдения, многие учителя имеют не вполне правильные установки относительно дидактической игры. В распоряжение учителя до сих пор поступает множество методических рекомендаций, в которых наряду с эффективными дидактическими играми предлагаются такие, которые лишь отвлекают учащихся и отнимают драгоценное время урока. Не случайно, по-видимому, даже в последних изданиях учебников по педагогике, а также методикам отдельных предметов, предназначенных для студентов нет описания дидактических игр.
На практике же неоднократно встречаются неловкость, неумение отдельных учителей при обращении их к дидактическим играм. Некоторые из них забывают при проведении игры о дидактической задаче, которую необходимо решить с ее помощью.
Именно в этом случае необоснованное включение в учебную деятельность игровых моментов снижает познавательную направленность обучения, приводит к подмене серьезного учебного труда пустой занимательностью. Проблему дидактической игры, таким образом, нельзя рассматривать в отрыве от направленности педагогического процесса. Чтобы разобраться в этом вопросе, нам необходимо иметь явное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма ее воздействия на познавательную активность учащихся. Из всего сказанного мы считаем: игровая деятельность должна занять прочное место в учебно-воспитательном процессе.
Что же такое дидактическая игра? Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально созданы педагогикой в целях обучения и восприятия детей, т.к. эти оба процесса неразрывно связаны.
Методики известных педагогов-новаторов взаимосвязывают учение и досуг ребенка. При всем их различии они подразумевают обязательность увлекательности обучения. Ни активизация, ни оптимизация образовательной системы не привели к передовому преподаванию, не соединили в один процесс (не всегда и не везде это необходимо) познания через интерес. В настоящее время, без сомнения, образование должно быть развивающим, серьезным и увлекательным, но не отупляющим; оно обязательно должно ориентироваться на теоретический опыт, знания и эмоциональный мир ребенка. Поиск педагогов-новаторов, лучших учителей страны доказывается значимостью раскрепощенных форм и методов занятий, использованием игры.
Статьи о педагогике:
Музыка, которую рекомендуют слушать
· Для снятия раздражения: «Лунная Соната» Бетховена, «Симфония» Гайдна, «Кантата №2» и «Итальянский концерт» Баха; · От головной боли: «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина; · От бессонницы: «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, пьес ...
Анализ деятельности ДОУ «Солнышко» по патриотическому воспитанию
дошкольников
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Махневский детский сад №1» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МКДОУ «Махневский детский сад №1» общеразвивающего вида). Целью МКДОУ «Махневский детский сад №1» являет ...
Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
Помимо общедидактических, внеклассная работа строится также на основе методических принципов, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать её в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. Методические принципы внеклассной работы по русскому ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования