Применение дидактических игр на уроках биологии

Страница 5

Эффективность использования дидактических игр зависит от всех перечисленных советов. Грамотное проведение дидактических игр обеспечивается четкой организацией, знанием методики проведения.

Нужно отметить, что применение дидактических игр в процессе обучения имеет определенные ограничения.

1. В классах с ярко выраженной активностью учащихся на уроке и высоким уровнем их работоспособности больший интерес вызывают игры, имеющие возможность продемонстрировать эрудицию, смекалку, сообразительность и быть первым по знаниям изучаемого материала. В таких классах мы не проводим игры, целью которых является запоминание тех или иных понятий, законов, явлений, т.к. у учащихся хорошо развиты внимание, память и подобные учебные действия у них не вызывают затруднения.

2. Дидактические игры чаще применяем при углублении ранее полученного материала в 5–6-х классах, т.к. учащимся нравятся такие уроки, они с удовольствием включаются в игру.

3. В старших классах дидактические игры применяются реже, т.к. изучение биологии происходит у учащихся более осознанно. Чаще используем сюжетно-ролевые игры, т.к. они содержат проф. ориентационную информацию. Для проведения таких игр требуется более тщательная подготовка как с нашей стороны, так и со стороны учеников. Учитывая эти особенности, мы используем их 1-2 раза в год.

4. При объяснении нового учебного материала мы не увлекаемся большим количеством дидактических игр, т.к. образовательная значимость темы, ее научность, не должны быть замаскированы игровыми, занимательными функциями и атрибутами. Очень часто именно они, как более яркий фактор, останется в сознании и памяти ученика, а научность темы будет потеряна. При объяснении нового материала применяем игры с использованием историко-логического подхода, чтобы ученики могли представить и ощутить уровень развития науки на тот период, и следовали бы логике этого или иного открытия.

5. Мы не проводим дидактические игры длительные по времени, они утомляют учеников, т.к. требуют большой отдачи. Лучшего и более эффективного результата в процессе обучении биологии помогают добиться игры, непродолжительные по времени проведения (5-10 мин). Это могут быть анаграммы, монограммы, загадки, игры с сигнальными картами и т.д.

Дидактическая игра как способ обучения помогает нам сократить время на проверку знаний большого количеств учащихся, а в условиях сельской школы – всех учащихся. За 5-10 мин в ходе игры появляется возможность проконтролировать степень усвоения материала. Например, игра “Хлопки”. Мы задаем вопросы, требующие однозначного ответа. Учащиеся на положительный ответ хлопают дружно в ладоши, на отрицательный – сидят тихо. Таким образом, на одни и те же вопросы отвечает одновременно весь класс, нам достаточно легко проследить ответы всех учащихся, когда наполняемость класса маленькая. Если класс большой, то можно игру провести по рядам, по вариантам, по группам и т.д. Мы должны помнить, что чем больше класс, тем труднее провести игру, и труднее проследить результат. В конце урока игра может носить поисковый характер. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Статьи о педагогике:

Анализ деятельности ДОУ «Солнышко» по патриотическому воспитанию дошкольников
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Махневский детский сад №1» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МКДОУ «Махневский детский сад №1» общеразвивающего вида). Целью МКДОУ «Махневский детский сад №1» являет ...

Особенности развития внимания первоклассников
Задачами данного параграфа являются: - раскрытие содержания понятий: «развитие», «внимание», «внеурочное время»; - раскрытие особенностей психолого-педагогического развития первоклассников; - раскрытие особенности развития внимания первоклассников. Прежде, чем раскрыть особенности развития внимания ...

Формы организации учащихся в режиме учебного дня
Физическое воспитание в школах полного дня осуществляется в традиционных формах его организации, решая те же задачи, что и в обычной школе. Однако условия и режим работы школы позволяют более эффективно реализовать возможности всех форм физического воспитания на основе преемственности содержания кл ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru