Из истории развития методов обучения
Методы обучения - категория историческая. Уровень развития производительных сил оказывает влияние на общие цели обучения с изменением целей. Меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например трудовые, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ методического обучения основным средством преподавания была передача ученикам готовой информации с помощью устного, письменного, а позднее и печатного слова, с последующим усвоением его учащимися. Словесные методы доминировали в средние века. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам - одной из главных задач образовании. В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают свое значение как единственного способа передачи знаний учащимся. Развитие получают методы наглядного обучения, методы помогающие применять знания на практике.
На рубеже XIX - XX веков интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с позиции практических методов обучения. Однако этот метод требует слишком много труда и времени для получения результатов.
Метод (от греческого methodos) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Под методами обучения в педагогике понимают - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.
Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Следовательно, любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна вообще целенаправленная деятельность.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу в связи с тем, что разные авторы в основу подразделении методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций.
Например: С.И. Перовский и Е.Я. Голант методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические.
М.И. Данилов и Б.П. Осипов в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретенных знаний, формирования умений и навыков, применения полученных знаний, творческой, деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков.
М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские.
Ю.К. Бабанский выделяет три большие группы методов обучения:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, самостоятельной работы и т.д.)
Статьи о педагогике:
Гимназическое образование: прошлое и настоящее
Гимназия как тип общеобразовательного среднего учебного заведения существует уже почти пять столетий. Все это время она является важнейшим элементом образовательной системы многих европейских государств. До начала прошлого века понятие "гимназическое образование" было почти тождественно & ...
Исследование мотивационной атмосферы
Сравнительный анализ результатов тестирования позволил выделить пять уровней мотивации учения математики: 1) Нулевой уровень. Характеризуется полным отсутствием интереса к предмету. Характерны отсутствие доминирующих мотивов изучение математики; 2) Низкий уровень. Характеризуется эпизодическим инте ...
Психопрофилактика нарушений развития речи
В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речи характерны трудности в усвоении новых слов. Это ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования