Из истории развития методов обучения

Страница 1

Методы обучения - категория историческая. Уровень развития производительных сил оказывает влияние на общие цели обучения с изменением целей. Меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например трудовые, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ методического обучения основным средством преподавания была передача ученикам готовой информации с помощью устного, письменного, а позднее и печатного слова, с последующим усвоением его учащимися. Словесные методы доминировали в средние века. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам - одной из главных задач образовании. В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают свое значение как единственного способа передачи знаний учащимся. Развитие получают методы наглядного обучения, методы помогающие применять знания на практике.

На рубеже XIX - XX веков интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с позиции практических методов обучения. Однако этот метод требует слишком много труда и времени для получения результатов.

Метод (от греческого methodos) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Под методами обучения в педагогике понимают - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Следовательно, любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна вообще целенаправленная деятельность.

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу в связи с тем, что разные авторы в основу подразделении методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций.

Например: С.И. Перовский и Е.Я. Голант методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические.

М.И. Данилов и Б.П. Осипов в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретенных знаний, формирования умений и навыков, применения полученных знаний, творческой, деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков.

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские.

Ю.К. Бабанский выделяет три большие группы методов обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, самостоятельной работы и т.д.)

Страницы: 1 2


Статьи о педагогике:

Изучение теории развития экспериментальной деятельности. Экспериментирование как необходимое условие развития личности ребенка
Любая деятельность подрастающего поколения протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстояте ...

Формирование лексических навыков
Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты: а) Слуховые и речевые следы от самого слова в их соотнесенности: благодаря последней осуществляется слуховой контроль за «формальной» правильностью слова. б) Соотнесенность слуховых и речедвигательных следов слова со зри ...

Творчество и творческие способности
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается "проблемой века". Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать "теорию творчества". Творчество трактуется как социальн ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru