Из истории развития методов обучения
Методы обучения - категория историческая. Уровень развития производительных сил оказывает влияние на общие цели обучения с изменением целей. Меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например трудовые, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ методического обучения основным средством преподавания была передача ученикам готовой информации с помощью устного, письменного, а позднее и печатного слова, с последующим усвоением его учащимися. Словесные методы доминировали в средние века. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам - одной из главных задач образовании. В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают свое значение как единственного способа передачи знаний учащимся. Развитие получают методы наглядного обучения, методы помогающие применять знания на практике.
На рубеже XIX - XX веков интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с позиции практических методов обучения. Однако этот метод требует слишком много труда и времени для получения результатов.
Метод (от греческого methodos) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Под методами обучения в педагогике понимают - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.
Всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Следовательно, любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна вообще целенаправленная деятельность.
Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу в связи с тем, что разные авторы в основу подразделении методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций.
Например: С.И. Перовский и Е.Я. Голант методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические.
М.И. Данилов и Б.П. Осипов в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретенных знаний, формирования умений и навыков, применения полученных знаний, творческой, деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков.
М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские.
Ю.К. Бабанский выделяет три большие группы методов обучения:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, самостоятельной работы и т.д.)
Статьи о педагогике:
Мариинское женское училище
В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возм ...
Анализ состояния работы по патриотическому воспитанию в Сосногорском районе
Проанализируем деятельность детских объединений патриотической направленности в г Сосногорске. В городе на базе школ созданы патриотические клубы: «Открытие» (СОШ№1), «Поиск» (СОШ №2), «Регион» (СОШ №3), «Друзья» (с.Усть-Ухта) , музей «Молодой гвардии» (СОШ №4) и др. В городе проводятся мероприятия ...
Общие свойства и особенности города
Нет недостатка в словах и выражениях, в которых города характеризовались как исключительное явление: “Город — интеграл человеческой деятельности”, “Города есть лучшее из того, что создано человеческой цивилизацией за всю историю ее развития”, “Города — духовные мастерские человечества”, “Город — од ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования

