Колония-мануфактура

Страница 1

Здесь я опишу трудовые успехи коммуны им. Дзержинского в 1930 – 1931 гг. Это был период её перехода на полукустарное производство. По существу, эпоха простеньких мастерских и примитивного сельского хозяйства уже закончилась, однако, эра настоящей индустриализации колонии ещё не наступила.

В начале 1930 г. производственная база коммуны подверглась серьезной реконструкции. Начальником производства был назначен энергичный и деловой человек – С. Б. Коган. Антон Семёнович с теплотой и юмором упоминает о нем, описывая жизнь и деятельность коммуны.

Мастерские были реорганизованы в цехи объединенного предприятия полукустарного типа. Новое производство состояло из следующих цехов:

1. Механического (слесарно-токарный) цеха.

2. Машинного цеха деревообделочной мастерской.

3. Сборного цеха деревообделочной мастерской.

4. Литейного цеха.

5. Никелировочного цеха.

6. Пошивочного цеха.

Было приобретено новое оборудование для цехов, список которого дан Макаренко в романе “ФД-1”:

1. Токарных станков – 14 шт.

2. Шлифовальных станков – 4.

3. Эксгаустеров – 2.

4. Вагранок – 1.

5. Прессов – 3.

6. Револьверных станков – 1.

7. Опок – 30 пар.

Оборудование было изношенным и устаревшим.

Вместе с оборудованием, доставленным из Киева, прибыли квалифицированные мастера. Для размещения оборудования и наемных рабочих были построены новые помещения: жилой глинобитный дом и огромный деревянный сарай, прозванный коммунарами «стадионом». В двух комнатах подвального этажа главного корпуса разместился машинный цех деревообделочной мастерской; в «стадионе», расположенном неподалеку от главного дома,– сборный цех. Слесарно-токарный цех обосновался в новом каменном доме, к которому был пристроен небольшой деревянный сарайчик для литейного цеха. Подвальное помещение было отведено под никелировочно-шлифовальный цех. В жилом доме, кроме квартир для рабочих, были расположены пошивочный цех, столовая, бухгалтерия и красный уголок.

Производственный процесс в некоторых случаях ограничивался одним цехом; например, шитье трусиков – в пошивочном цехе; в иных случаях он объединял два цеха. Так было при производстве аудиторных и чертежных столов и стульев. Из машинного цеха деревообделочной мастерской выходили отдельные детали с шипами и пазами; в сборном цехе они приводились в более блестящий вид, а затем собирались в целую вещь. Несколько сложнее протекал технологический процесс при производстве кроватных углов; они отливались в литейной, их цилиндрические плечи очищались резцами на токарных станках, а после этого кроватные углы поступали в никелировочный цех.

Большое разнообразие цехов Макаренко мотивировал в «Марше 30 года» необходимостью удовлетворить разнообразные вкусы и наклонности коммунаров, дать возможность детям различных возрастных групп (от 13 до 17 лет) выбрать тот фабзауч, который им больше по душе или к которому у них есть определенные способности.

Что же конкретно представляло собой новое производство коммуны?

В механическом цехе в смену работало 14 мальчиков под руководством мастера, его помощника и 7 квалифицированных рабочих – токарей и слесарей. Здесь коммунары обтачивали медные углы для кроватей и медные масленки. Работа протекала при большой производственной активности, напряженно, и механический цех бесперебойно отправлял на склад готовлю продукцию.

В случае каких-либо неполадок коммунары работы не останавливали, но и не забывали о случившемся; неполадки обязательно обсуждались на ближайшем производственном совещании.

В машинном цехе деревообделочной мастерской работало по 8 коммунаров в смену. Целыми штабелями лежали под стенами и у машин ножки, царги, проножки, планки и прочие полуфабрикаты, предназначенные для сборного цеха. Коммунары работали у шипореза, у циркульной пилы и у фуговального станка.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Описание результатов педагогического эксперимента
Исследование уровня мотивации к изучению математики проводилось в рамках естественного эксперимента на материале предмета «Алгебра» в 7-х классах. Замеры проводились в начале и в конце экспериментальной темы. В контрольном классе – 20 учащихся, в экспериментальном классе – 20 учащихся. Подсчитав дл ...

Понятие «текстовая задача». Структура задачи
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, гак и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а ...

Индивидуальная работа со способными, одаренными детьми на уроках математики
В обыденной жизни – синоним талантливости, даровитости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками од ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru