Колония-мануфактура
Здесь я опишу трудовые успехи коммуны им. Дзержинского в 1930 – 1931 гг. Это был период её перехода на полукустарное производство. По существу, эпоха простеньких мастерских и примитивного сельского хозяйства уже закончилась, однако, эра настоящей индустриализации колонии ещё не наступила.
В начале 1930 г. производственная база коммуны подверглась серьезной реконструкции. Начальником производства был назначен энергичный и деловой человек – С. Б. Коган. Антон Семёнович с теплотой и юмором упоминает о нем, описывая жизнь и деятельность коммуны.
Мастерские были реорганизованы в цехи объединенного предприятия полукустарного типа. Новое производство состояло из следующих цехов:
1. Механического (слесарно-токарный) цеха.
2. Машинного цеха деревообделочной мастерской.
3. Сборного цеха деревообделочной мастерской.
4. Литейного цеха.
5. Никелировочного цеха.
6. Пошивочного цеха.
Было приобретено новое оборудование для цехов, список которого дан Макаренко в романе “ФД-1”:
1. Токарных станков – 14 шт.
2. Шлифовальных станков – 4.
3. Эксгаустеров – 2.
4. Вагранок – 1.
5. Прессов – 3.
6. Револьверных станков – 1.
7. Опок – 30 пар.
Оборудование было изношенным и устаревшим.
Вместе с оборудованием, доставленным из Киева, прибыли квалифицированные мастера. Для размещения оборудования и наемных рабочих были построены новые помещения: жилой глинобитный дом и огромный деревянный сарай, прозванный коммунарами «стадионом». В двух комнатах подвального этажа главного корпуса разместился машинный цех деревообделочной мастерской; в «стадионе», расположенном неподалеку от главного дома,– сборный цех. Слесарно-токарный цех обосновался в новом каменном доме, к которому был пристроен небольшой деревянный сарайчик для литейного цеха. Подвальное помещение было отведено под никелировочно-шлифовальный цех. В жилом доме, кроме квартир для рабочих, были расположены пошивочный цех, столовая, бухгалтерия и красный уголок.
Производственный процесс в некоторых случаях ограничивался одним цехом; например, шитье трусиков – в пошивочном цехе; в иных случаях он объединял два цеха. Так было при производстве аудиторных и чертежных столов и стульев. Из машинного цеха деревообделочной мастерской выходили отдельные детали с шипами и пазами; в сборном цехе они приводились в более блестящий вид, а затем собирались в целую вещь. Несколько сложнее протекал технологический процесс при производстве кроватных углов; они отливались в литейной, их цилиндрические плечи очищались резцами на токарных станках, а после этого кроватные углы поступали в никелировочный цех.
Большое разнообразие цехов Макаренко мотивировал в «Марше 30 года» необходимостью удовлетворить разнообразные вкусы и наклонности коммунаров, дать возможность детям различных возрастных групп (от 13 до 17 лет) выбрать тот фабзауч, который им больше по душе или к которому у них есть определенные способности.
Что же конкретно представляло собой новое производство коммуны?
В механическом цехе в смену работало 14 мальчиков под руководством мастера, его помощника и 7 квалифицированных рабочих – токарей и слесарей. Здесь коммунары обтачивали медные углы для кроватей и медные масленки. Работа протекала при большой производственной активности, напряженно, и механический цех бесперебойно отправлял на склад готовлю продукцию.
В случае каких-либо неполадок коммунары работы не останавливали, но и не забывали о случившемся; неполадки обязательно обсуждались на ближайшем производственном совещании.
В машинном цехе деревообделочной мастерской работало по 8 коммунаров в смену. Целыми штабелями лежали под стенами и у машин ножки, царги, проножки, планки и прочие полуфабрикаты, предназначенные для сборного цеха. Коммунары работали у шипореза, у циркульной пилы и у фуговального станка.
Статьи о педагогике:
Характеристика психолого-педагогического сопровождения деятельности
воспитателя инклюзивной группы на 3 этапе
Этап психолого-педагогического сопровождения личности на пути к профессионализму Воспитатель свободно ориентируется в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ОВЗ, видит и владеет всем коллективом детей с учётом индивидуальных возможностей и потребностей ка ...
Анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения проведения
внеклассной работы
Анализ программ и учебных пособий по русскому языку показал, что внеклассным занятиям по данному предмету не уделяется должного внимания. Основной формой организации работы в усвоении программного материала остаётся урок. Но, планируя учебно-воспитательный процесс, учителю не стоит сосредотачивать ...
Содержание и учебно-методическое обеспечение учебного
предмета «Основы православной культуры»
Основы православной культуры (ОПК) - учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования