История развития психологического знания

Перспективы образования » Психология и педагогика, основные понятия » История развития психологического знания

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Древнегреческие философы-материалисты Демокрит, Эпикур, древнеримский философ Лукреций понимали душу человека как разновидность материи, телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Древнегреческий философ-идеалист Платон понимал душу человека как нечто божественное, отличающееся от тела. Первым психологическим научным трудом (но еще в рамках донаучной психологии), стал трактат «О душе» древнегреческого философа Аристотеля. Он систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений. В эпоху Средневековья в Европе установились христианские взгляды на душу: душа является божественным сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. XVII век характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы. Французский философ и математик Р. Декарт является основателем психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит. Спиноза полагал возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века Х. Вольфом. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии, английского философа Локка. Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал Гартли. Последующее развитие этого направления связано с именами Милля и Спенсера. Выделение психологии в самостоятельную науку происходит в 60-70-х годах XIX в, что связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории. Последователь Вундта Э. Титченер, американский психолог, был основателем структурной психологии. Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову, создавшему в России психологический институт. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев. Усилия И.П. Павлова были направлены на изучение условно рефлекторных связей в деятельности организма. В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма (Уотсон), гештальтпсихологии (Вертгеймер, Келер, Левин), психоанализа (Фрейд).

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались Хорни, Салливен и Фромм – реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологически предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).


Статьи о педагогике:

Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения
В настоящее время существуют различные технологии и стратегии обучения математике. На мой взгляд основными компонентами обучения, являются: – что изучаем; – для чего изучаем; – каким образом обучаем; – как обучаются. «Что изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. Процесс о ...

Методические разработки опытов, с использованием цифровой лаборатории «Архимед», для урочной деятельности
В предлагаемых работах используется, входящие в состав цифровой лаборатории «Архимед» карманный компьютер (КПК), устройство NOVA5000, TriLink, датчик рН и датчик температуры. Тема: Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов Тема «Растворение как физико-химический проце ...

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста цветоведению в ходе экспериментальной деятельности
Методика ознакомления детей с цветом в младшем дошкольном возрасте в ходе экспериментальной деятельности. Методика занятий по изобразительной деятельности требует творческого отношения детей. Основным принципом НОД является органичное сочетание обучения (в ходе экспериментальной деятельности, сообщ ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru