История развития психологического знания

Перспективы образования » Психология и педагогика, основные понятия » История развития психологического знания

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Древнегреческие философы-материалисты Демокрит, Эпикур, древнеримский философ Лукреций понимали душу человека как разновидность материи, телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Древнегреческий философ-идеалист Платон понимал душу человека как нечто божественное, отличающееся от тела. Первым психологическим научным трудом (но еще в рамках донаучной психологии), стал трактат «О душе» древнегреческого философа Аристотеля. Он систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений. В эпоху Средневековья в Европе установились христианские взгляды на душу: душа является божественным сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. XVII век характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских умозрительных позиций без необходимой экспериментальной базы. Французский философ и математик Р. Декарт является основателем психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит. Спиноза полагал возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Г. Лейбниц, отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века Х. Вольфом. Этот принцип стал краеугольным камнем учения родоначальника эмпирической психологии, английского философа Локка. Основателем ассоциативной психологии в XVIII веке стал Гартли. Последующее развитие этого направления связано с именами Милля и Спенсера. Выделение психологии в самостоятельную науку происходит в 60-70-х годах XIX в, что связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории. Последователь Вундта Э. Титченер, американский психолог, был основателем структурной психологии. Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И. Челпанову, создавшему в России психологический институт. Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев. Усилия И.П. Павлова были направлены на изучение условно рефлекторных связей в деятельности организма. В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке: бихевиоризма (Уотсон), гештальтпсихологии (Вертгеймер, Келер, Левин), психоанализа (Фрейд).

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались Хорни, Салливен и Фромм – реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологически предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).


Статьи о педагогике:

Общие основы физической подготовки
Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, ...

Особенности альтернативных систем обучения
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который бы не задумывался над ней. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основ ...

Условия реализации тренинговых программ
Размышляя о перспективах разработки теории и практики внедрения тренингов в образовательный процесс вузовской подготовки студентов-психологов, важно отметить необходимые условия реализации тренинговых программ. Во-первых, необходимо обеспечить преемственность тренингов для разных возрастов (младший ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru