Нравственная культура как философско-педагогическая проблема
По мнению целого ряда авторов (А.С. Лаптенок, И.И. Казимирская, Н.Б. Крылова, И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин) деятельность является главным условием формирования нравственной культуры личности.
Таким образом, мы в своей работе под нравственной культурой личности будем понимать реализацию культуры нравственного сознания и нравственных чувств в деятельности, что приводит к формированию культуры нравственного поведения (рис. 1.1)
Проблема нравственной культуры находиться на границе этики и теории культуры. Изучение философской и педагогической литературы показало, что существует два подхода к раскрытию сущности понятия «нравственная культура». Первый начинается с раскрытия сущности родового понятия - «культура», а второй подход - видового - «нравственность».
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе и между собой к самим себе.
Мораль (нравственность) - специфический тип регуляции отношений людей, это совокупность принятых в том или ином обществе норм поведения, общения и взаимоотношений.
Что касается «нравственной (моральной) культуры», она характеризует то, что вошло в жизненную практику, показывает уровень восприятия в общественном сознании и степень воплощения ценностей.
Нравственная культура характеризует мораль, которая ограничена историческими условиями своего реального воплощения, это по выражению Н.Н. Крутова, «мораль в действии». Она показывает реальный уровень включения нравственных ценностей в практику человеческих отношений.
В настоящее время нет единой точки зрения на определение понятия «нравственная культура личности». Нравственная культура личности - это:
- единство, связь и взаимодействие сознания и поведения, гармония культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения (Л.М. Архангельский, В. Вичев, и др.);
- степень усвоенных нравственных ценностей и овладение навыками их реализации в духовной деятельности и нравственной практике (Л. Гринберг, Р. Жимайтис);
- показатель нравственности индивида, отражающий достигнутый уровень развития человека (В.А. Бачинин, А.С. Лаптенок, и др.).
Различны и взгляды авторов на структуру нравственной культуры личности. В ней выделяются:
1. Моральное сознание, нравственная деятельность, нравственные отношения (Л.М. Архангельский).
2. Нравственное сознание и поведение (В.А. Блюмкин).
3. Этическое мышление, нравственные чувства, нравственное поведение (А.С. Лаптенок).
Из представленных позиций в рассмотрении структуры нравственной культуры можно сделать вывод, нравственная культура личности - это единая структура и говорить о ее сформированности при отсутствии хотя бы одного из элементов невозможно.
Нравственная культура - синтезирующая характеристика духовных качеств человека. Она охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности; определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей. Таким образом, предложенные варианты структуры нравственной культуры можно использовать при решении проблем на уровне личности современного подростка.
Статьи о педагогике:
Из истории развития методов обучения
Методы обучения - категория историческая. Уровень развития производительных сил оказывает влияние на общие цели обучения с изменением целей. Меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действ ...
Поэтический текст как предмет и средство обучения
Одним из эффективных приемов в обучении иностранному языку является несомненно, использование поэтического текста, потому что этот прием в первую очередь способствует такому важному фактору как интерес к предмету. Задача учителя добиться, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Именно здесь ...
Роль дидактических игр в повышении мотивации
изучения математики
Повышение интереса к математике зависит, в большей степени, от того, насколько умело построена учебная работа. Особенно в V –VIII классах надо позаботиться о том, чтобы каждый учащийся работал активно и увлечённо. Для этого необходимо развить у учащихся чувство любознательности и познавательного ин ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования