Нравственная культура как философско-педагогическая проблема

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Нравственная культура как философско-педагогическая проблема

Страница 6

По мнению В.А. Сухомлинского, нравственная культура личности - это грань, момент общественной сущности человека, отражающий моральный потенциал личности, который заключается в осознании общественно значимой связи с миром и другими людьми, а также в специфических способах освоения и воспроизводства нравственных отношений.

Важность практической деятельности подчеркивает и Н.И. Болдырев Он считал, что включение личности в различные виды деятельности создает возможность формировать нравственное сознание, развивать нравственные чувства, вырабатывать навыки и привычки проявления моральных качеств. Также особое значение он уделял целенаправленному овладению учащимися знаниями моральных норм и принципов.

Известный педагог И.Ф. Харламов делает акцент на формировании моральных качеств личности. По его мнению, важную роль играет система разъяснений значимости конкретной моральной нормы для личности, организации соответствующей деятельности и упражнения по выработке умений, навыков и привычек нравственного поведения.

Раскрытие сущности и содержания современного понятия «нравственная культура личности» требует анализа существующих взглядов на проблему.

Некоторые авторы (Л.М. Архангельский, В. Вичев, В.М. Соколов, В. Блюмкин и другие) рассматривают нравственную культуру как единство, как связь и взаимодействие сознания и поведения, как гармонию культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения. А.С. Зубра отождествляет нравственную культуру с нравственной зрелостью личности, со степенью усвоения нравственных норм. И.И. Казимирская, Н.Е. Щуркова сводят нравственную культуру к «нравственной деятельности», включая в ее содержание нравственные отношения, нравственное сознание и нравственное поведение.

Другими словами, в содержательном аспекте, в основном, нет разницы между вышеизложенными тезисами о месте морального сознания и реализованного морального поведения как основного содержания моральной культуры. В то же время некоторые из упомянутых выше авторов не включают в нравственную культуру нравственные навыки, традиции, обычаи, чувства. Таким образом, сужается до известной степени содержание понятия. И здесь важно подчеркнуть, что без развитой культуры нравственных чувств, без сформированных нравственных навыков, привычек этические знания «не работают». Следовательно, нахождение более точного определения сущности нравственной культуры требует рассмотрения личности как единого целого.

Различными являются в этом плане взгляды Р. Жимайтиса и Л. Гринберга. Так Р. Жимайтис подчеркивает, что на эмпирическом уровне понятие «нравственная культура» есть показатель своеобразной области нравственных ценностей и в то же время - способ реализации этих ценностей в поведении людей .

В продолжение этих мыслей Л.Гринберг отмечает, что нравственная культура могла бы быть рассмотрена как степень усвоенных прогрессивных нравственных ценностей и овладение навыками их реализации в духовной деятельности и нравственной практике. Поэтому она обязательно включает в себя компонент самооценки личности и моральный рефлекс [5,c. 39]. Л.М. Архангельский трактует нравственную культуру как единство и взаимодействие сознания и поведения, как процесс превращения объективно существующих культурных ценностей в личностную культуру .

Другие авторы (Ю.М. Смоленцев, В.А. Бачинин и другие) рассматривают нравственную культуру как показатель нравственности индивида, отражающий достигнутый уровень развития человека. Так, по мнению А.С. Лаптенка, нравственная культура личности - это качественная характеристика нравственного развития личности. В ней отражается степень освоения личностью морального опыта общества, в какой мере этот опыт воплощается в поведении и отношениях с другими людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Основные методические положения воспитания гибкости
Положения, определяющие дозирование нагрузки при упражнениях "в растягивании" и порядок их включения в тренировочные занятия, состоят в следующем. Динамические упражнения "в растягивании" выполняются, как правило, серийно, с постепенным увеличением размаха движений до максимума. ...

Понятие «текстовая задача». Структура задачи
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, гак и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а ...

Значение театрализованных игр в решении задач эстетического воспитания старших дошкольников
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связ ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru