Нравственная культура как философско-педагогическая проблема
В древнем мире латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли», ее «культивирование», т.е. изменения в природе под воздействием человека, его деятельности. В дальнейшем под «культурой» стали понимать все созданное человеком.
Выдающиеся мыслители прошлого уделяли много внимания проблеме культуры. В трудах Цицерона (106-43 до н.э.) встречается понятие «cultura animi», что можно перевести как «обработка, совершенствование души». Он писал «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, так и душа. Возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготавливает душу к принятию посева и вверяет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».
Во времена античности понимание культуры сводилось к признанию в ее составе неразрывного единства Истины, Добра и Красоты. Это вечная триада породила впоследствии современную науку, нравственность и богатейшее искусство. При этом культ разума, заметный акцент на науку в понятии культуры прослеживается до конца XVIII века.
Великий немецкий философ И.Кант (1724-1804), хотя и признавал в основе мироздания триаду идей - Истину, Добро и Красоту, - пришел, однако, преимущественно к моральному осознанию понятия «культура». Широко известно его высказывание: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Другой выдающийся немецкий ученый Г. Гегель (1770-1831) оценивал культуру как закономерное развитие, постепенное выявление творческой силы существующего вне человека «мирового разума», отождествляемого с Богом .
Великий мыслитель Н.К.Рерих слово «культура» толковал как слияние двух основ: культ - почитание и ур - свет. Он считал, что «лишь привнесение Света уничтожает тьму». Именно это и является главной стороной культуры, т.е. привнесение Света во все сферы жизни и деятельности человека, в том числе и в учебную. Н.К. Рерих утверждал: «В культуре нет места легкомысленности. Именно культура - сознательное познавание, духовная утонченность и убедительность».
В современной отечественной и зарубежной литературе термин «культура» используется как процесс очеловечивания, окультуривания природного мира и самого человека; результат процесса окультуривания; средство окультуривания.
Таким образом, можно утверждать, что культура - процесс и результат образования и воспитания, так как она подразумевает совершенствование, облагораживание физических, и, главным образом, духовных сил человека и общества, т.е. культивирование духа.
Данный подход прослеживается и в определении культуры В.И. Далем: «Культура - обработка и уход, возделывание, образование, умственное и нравственное».
Данное положение подтверждает также и немецкий философ Л.Фейербах (1804-1872). Он говорил о том, что «не плоть, а дух делает человека человеком» .
Таким образом, следует отметить, что латинский термин «культура» применительно к человеку также является взращиванием, совершенствованием и формированием.
В настоящее время существует несколько сотен определений культуры. Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Статьи о педагогике:
Педагогический комплекс экологического воспитания в
системе туристской деятельности
Проблемы, экологического воспитания молодежи, особенно учащихся в условиях качественно нового этапа развития общества стоят в одном ряду с оздоровлением экономики, борьбой с эпидемическими заболеваниями, урбанизацией, последствиями научно-технического прогресса, гиподинамией. Решать эти проблемы вы ...
Основные методологические подходы
1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: уч ...
Психические процессы. Ощущения
Ощущение – это простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств, предметов и явлений (свойственно и человеку и животному, находится на сенсорной стадии развития организма). Функция ощущения – это своевременно и быстро доводить до ЦНС сведения о состоянии внешней и ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования