Нравственная культура как философско-педагогическая проблема

Перспективы образования » Формирование нравственной культуры школьников » Нравственная культура как философско-педагогическая проблема

Страница 7

Согласно болгарскому ученому Э. Рангеловой, нравственная культура личности - это совокупность усвоенных знаний и сформированных убеждений, норм и принципов жизни, пережитых нравственных чувств, эмоций (положительных и отрицательных), приобретенных моральных навыков, отношений и взаимоотношений с людьми и социумом, сформированных моральных качеств и идеалов, способности и моральному творчеству и борьбе с аморальными, негуманными явлениями.

А.С. Зубра рассматривает нравственную культуру личности как единство нравственных чувств и интеллекта. Элементы чувственного уровня морального сознания являются одной из специфических форм морального отношения к миру, людям, труду. Рациональные элементы выступают в форме принципов, идеалов, категорий, норм, идей о должном и справедливом, личном и общественном, в них четче выражена степень нравственной культуры личности .

Если обратиться к словарю по этике, то там найдем такое определение нравственной культуры личности: нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотилось в поступках человека благодаря формирующему влиянию общества и самовоспитания.

Таким образом, нравственная культура личности - сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

В силу того, что взгляды авторов на сущность и содержание нравственной культуры личности различны, нет единой точки зрения и на ее структуру.

При определении основных компонентов и соответствующих элементов единой структуры нравственной культуры некоторые авторы (В.М. Соколов) руководствуются раскрытием сущности познавательного процесса и особенностями его реализации в развитии личности. Они раскрывают структуру нравственной культуры в следующем порядке: этические знания; моральные качества, принципы и убеждения; навыки и способности осуществлять моральные действия; повседневные активные моральные проявления личности.

Другие авторы (В.А. Блюмкин, В. Вичев, Н.Б. Крылова) анализируют нравственную культуру как структуру с двумя основными компонентами -нравственное поведение и сознание или с тремя компонентами (Л.М. Архангельский, Р. Жимайтис) - моральное сознание, нравственные отношения, моральная деятельность. Существенной разницы здесь нет. Она, скорее, зависит от того, какому компоненту (сознанию или поведению) уделяется первое место в структуре и почему.

Третья группа авторов (И.И. Казимирская, А.С. Лаптенок, Б.Т. Лихачев, Е.Н. Рангелова) признает три основных компонента нравственной культуры -культуру нравственного сознания, культуру нравственных чувств, культуру поведения. Но как в теоретическом, так и в практико-прикладном плане трудно отделить нравственные чувства от нравственного сознания. Кроме взглядов на нравственное и безнравственное в поведении, нравственное сознание включает в себя моральные ценности, цели, идеалы и нравственные чувства.

Анализ изложенных теоретических позиций дает основание сделать вывод, что каждый из упомянутых авторов внес свой вклад в объяснение сущности понятия «нравственная культура». Общим для них является понимание нравственной культуры личности как единого целого. Отдельные её компоненты и элементы являются необходимыми характеристиками и могут быть раскрыты только в целостной структуре явления.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Статьи о педагогике:

Понятие «текстовая задача». Структура задачи
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни как на бытовом, гак и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а ...

Системы обучения
Существуют две системы обучения в современном мире, одна из которых на сегодняшний день преобладает и в мирской и в христианской среде и называется она: а. Эллинистическая – система стационара. Человек выдергивается из жизни, из среды и помещается в стационар (школа, институт, колледж и т. д.) где ...

Основные категории психологии: развитие, формирование
Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики — ее изменение в процессе деятельности, при общении, познании. Она ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru