Город как система

Страница 1

Сложное целое, каким является город, может успешно работать только в том случае, если он устроен системно. А город по своей сути не может не быть системой. Он состоит из разных по назначению частей, которые дополняют друг друга, находятся в отношениях взаимосвязи и взаимозависимости. Составным частям города свойственны соразмерность, определенное их функциями взаиморасположение, охват связями. Все функциональные части города объединены общностью ресурсной базы, которой располагает городская территория, общностью места. Все они участвуют в формировании городской среды. Изменения одних влечет за собой изменения других.

С точки зрения географии, город представляет совокупность трех основных подсистем: население; экономическая база; сфера жизнеобеспечения.

Каждая из них имеет свою специфическую территориальную организацию, а все они формируют общегородскую планировочную структуру. Своеобразие города как сложной системы состоит и в том, что он включает в себя элементы социальные, технические и природные.

Население.

Город — это прежде всего крупный населенный пункт, в котором люди находятся в контакте друг с другом. Население — главная подсистема города, определяющая параметры и организацию всех других подсистем. Его людность (число жителей) — базовый показатель для всех градостроительных расчетов и для получения производных показателей, характеризующих город с разных точек зрения.

Население города полиструктурно. В разных срезах структуры населения выражаются многие важные стороны деятельности и особенности города. Структура занятости, т.е. распределение работающего населения по отраслям хозяйства, дает представление о функциональном типе города. Данные о притоке нового населения — важная черта динамизма развития города. Невысокая приживаемость новоселов — свидетельство недостаточно благоприятной городской среды.

Городское население формируется за счет трех источников:

а) естественного прироста; б) механического прироста; в) преобразования сельских поселений или включения их в городскую черту. Соотношение естественного и механического прироста зависит от типа города, его “возраста” и размеров. Новые города, естественно, формируют свое население за счет механического прироста. В то же время и показатели естественного прироста вследствие высокой рождаемости (сказывается преобладание молодых возрастов) и низкой смертности здесь также выше. Большие города притягивают людей, а малые — отдают население, и их людность изменяется незначительно.

С половозрастной структурой населения, которая имеет вид пирамиды, изображенной на рис. 3, связаны демографическое поведение населения, уровни рождаемости, смертности, естественного прироста. Соотношение трех основных возрастных групп — молодых (до 16 лет), трудоспособного возраста (мужчины от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет) и пенсионеров (мужчины старше 60, женщины старше 55) — позволяет охарактеризовать трудовой потенциал города. Этот показатель учитывается и при организации сферы обслуживания. Например, в новых городах, где больше детей, предусматривается создание и большего числа школ и детских учреждений, чем в старых городах.

По национальной структуре городское население более неоднородно, чем сельское. Города — узлы миграционных потоков, в которых участвуют разные национальности, — имеют повышенные возможности для формирования многонационального населения.

Центр большого города привлекает в дневное время огромные массы, как жителей города, так и приезжих, в результате его дневное население значительно превосходит ночное. В “спальных” районах наблюдается обратная картина. Горожане выезжают в пригородную зону, особенно активно летом в выходные дни. Поэтому в конце недели численность населения города заметно сокращается. Таким образом, численность городского населения демонстрирует суточные, недельные и сезонные циклические колебания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Оценка факторов влияющих на развитие воспитателя инклюзивной группы
В ходе исследования проводилась оценка факторв влияющих на развитие воспитателя инклюзивной группы на начало эксперимента (на 1 этапе) и на 3 этапе эксперимента. Для достижения результата необходима согласованная педагогическая деятельность воспитателей инклюзивных групп и специалистов сопровождени ...

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста цветоведению в ходе экспериментальной деятельности
Методика ознакомления детей с цветом в младшем дошкольном возрасте в ходе экспериментальной деятельности. Методика занятий по изобразительной деятельности требует творческого отношения детей. Основным принципом НОД является органичное сочетание обучения (в ходе экспериментальной деятельности, сообщ ...

Влияние стиля семейного воспитания на поведение подростка во фрустрирующих ситуациях
Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Часто бывает трудно определить четкие границы этого периода. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Этот период называют самым трудным из возрастов человека. Сра ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru