Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку

Перспективы образования » Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе » Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку

Страница 1

Помимо общедидактических, внеклассная работа строится также на основе методических принципов, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать её в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами.

Методические принципы внеклассной работы по русскому языку вытекают из специфики этой формы учебной деятельности, из целей и задач внеурочной работы по данной дисциплине, из существующих особенностей русского языка, как учебного предмета.

Принцип избирательности. Конкретные условия, в которых организуется внеклассная работа: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д., равно как и задачи, стоящие перед нею, требую ограничения содержания работы, будь то обязательная программа по русскому языку или тем более наука о языке во всей своей сложности.

Сказанное обусловливает действие во внеклассной работе принципа избирательности.

Учитель обычно самостоятельно устанавливает направление внеурочных занятий. При этом принимается во внимание теоретический и прикладной характер обучения русскому языку, учитывается многоплановость задач, стоящих перед руководителем внеурочной деятельностью школьников, разнообразие их лингвистических интересов, нужды определенного класса, условия работы школы. Поскольку оба направления - теоретическое и практическое - тесно между собой связаны, вопрос об их выборе не может решаться альтернативным путем: выбор одного из них и полное игнорирование другого. Имеется в виду, что во внеурочной работе учитель усиливает внимание к выбранному направлению, не пренебрегая другим. Предпочтение того или иного направления, однако, не означает завершение действия принципа избирательности. Необходимо уточнить этот выбор, определив не только направление, но и тему (чаще - темы) работы. Принцип избирательности действует и в выборе форм. Так, для начального этапа, выполняющего агитационную роль, характерно преобладание массовых форм. Позднее соотношение массовых и групповых форм меняется. На первый план выступают уже групповые формы, а участники их являются инициаторами проведения вечеров, соревнований, праздников. Последние служат и формой отчета о деятельности кружка или клуба. Выбор того или иного конкретного внеклассного занятия тоже определяется указанными выше условиями (возрастом учеников, этапом работы и др.). Так, трудно представить создание в школе клуба любителей русского языка, если в ней не было активно действующего кружка. Организация "Недели русского языка" большого школьного праздника – по-настоящему возможна при условии, если в школе сложились традиции в проведении вечеров, массовых соревнований и т.п.

Таким образом, принцип избирательности реализуется во внеклассной работе многопланово, охватывая и содержание (выбор направления, конкретной темы, определение её объема и аспекта подачи материала), и форму.

Принцип научной углубленности. Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу - возможность участия школьников в факультативных занятиях. Сказанное позволяет выдвинуть в качестве принципа внеклассной работы научную углубленность.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи о педагогике:

Анализ программы развития коммуникативных способностей младших школьников на уроке риторики
Взрослые обычно не испытывают трудностей в общении с детьми когда необходимо просто показать, как использовать ножницы или объяснить, насколько опасны машины, но намного сложнее общаться, когда в действие вступают чувства ребенка или ваши собственные. И поэтому создание программы по развитию коммун ...

Воспитательное Общество благородных девиц
Смольный монастырь - любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт - императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 176 ...

Психологические особенности учащихся 11-15 летнего возраста
Подростковый возраст считают остро протекающим периодом перехода от детства к взрослости. Изменившиеся условия обучения детей 11-12 лет предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному и к личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru