Методический аспект организации внеклассной работы по русскому языку
Помимо общедидактических, внеклассная работа строится также на основе методических принципов, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют организовать её в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами.
Методические принципы внеклассной работы по русскому языку вытекают из специфики этой формы учебной деятельности, из целей и задач внеурочной работы по данной дисциплине, из существующих особенностей русского языка, как учебного предмета.
Принцип избирательности. Конкретные условия, в которых организуется внеклассная работа: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д., равно как и задачи, стоящие перед нею, требую ограничения содержания работы, будь то обязательная программа по русскому языку или тем более наука о языке во всей своей сложности.
Сказанное обусловливает действие во внеклассной работе принципа избирательности.
Учитель обычно самостоятельно устанавливает направление внеурочных занятий. При этом принимается во внимание теоретический и прикладной характер обучения русскому языку, учитывается многоплановость задач, стоящих перед руководителем внеурочной деятельностью школьников, разнообразие их лингвистических интересов, нужды определенного класса, условия работы школы. Поскольку оба направления - теоретическое и практическое - тесно между собой связаны, вопрос об их выборе не может решаться альтернативным путем: выбор одного из них и полное игнорирование другого. Имеется в виду, что во внеурочной работе учитель усиливает внимание к выбранному направлению, не пренебрегая другим. Предпочтение того или иного направления, однако, не означает завершение действия принципа избирательности. Необходимо уточнить этот выбор, определив не только направление, но и тему (чаще - темы) работы. Принцип избирательности действует и в выборе форм. Так, для начального этапа, выполняющего агитационную роль, характерно преобладание массовых форм. Позднее соотношение массовых и групповых форм меняется. На первый план выступают уже групповые формы, а участники их являются инициаторами проведения вечеров, соревнований, праздников. Последние служат и формой отчета о деятельности кружка или клуба. Выбор того или иного конкретного внеклассного занятия тоже определяется указанными выше условиями (возрастом учеников, этапом работы и др.). Так, трудно представить создание в школе клуба любителей русского языка, если в ней не было активно действующего кружка. Организация "Недели русского языка" большого школьного праздника – по-настоящему возможна при условии, если в школе сложились традиции в проведении вечеров, массовых соревнований и т.п.
Таким образом, принцип избирательности реализуется во внеклассной работе многопланово, охватывая и содержание (выбор направления, конкретной темы, определение её объема и аспекта подачи материала), и форму.
Принцип научной углубленности. Избранный для внеклассных занятий материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке, он должен предстать перед учениками новыми гранями, в рассмотрении его важно иметь в виду перспективу - возможность участия школьников в факультативных занятиях. Сказанное позволяет выдвинуть в качестве принципа внеклассной работы научную углубленность.
Статьи о педагогике:
Классификация учебных проектов
Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель — участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты — целесообразное изучение ...
Влияние работы образовательного учреждения на
эстетическое воспитание младших школьников
Всестороннее развитие человека на этапе качественно нового состояния нашего общества непосредственно связано с проблемой эстетического воспитания и художественного развития, использования искусства в решении новых социальных задач: воспитание человека труда, способного самостоятельно строить соврем ...
Влияние глобализации на образование в современном мире
Влияние глобализации на образование обусловлен следующими факторами: · Перенос на социальную сферу в целом и на образование в частности неолиберальной идеологии, которая характерна для глобальной экономики; · Развитие НТП и информационных технологий, что объективно обуславливают возможность интегра ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования