Город как система

Страница 5

Город — это сложная, открытая, динамичная, искусственно-естественная система.

Планировочная структура города. Подойдем к определению понятия планировочная структура города”. “ Структуру вообще философы определяют как “совокупность элементов системы и способы их объединения или сеть связей между элементами”. В экономической и социальной географии ключевым понятием является территориальная структура. И.М.Маергойз, создатель теории территориальных структур, дает следующее определение: “Территориальная структура народного хозяйства - это совокупность его определенным образом взаиморасположенных и сочлененных территориальных элементов”". Для градостроителей “планировочная структура (а термин этот родился в градостроительстве) характеризует городской организм в единстве взаимосвязи различных его частей (элементов)”. Таким образом, планировочная структура — это та же, по существу, территориальная структура применительно к сравнительно небольшому, но сложно устроенному участку территории, отличающемуся высокой концентрацией объектов разного рода и населения, каким является город. От того, какова планировочная структура города, его территориальное устройство, во многом зависит удобство жизни в нем людей и эффективность расположенных в нем систем.

Планировочная структура в отличие от функциональной, характеризующей совокупность выполняемых городом функций, о6ладает большой инерционностью.

Устойчивым во времени остовом планировочной структуры выступает планировочный каркас. Он представляет совокупность основных функциональных узлов и транспортных соединений-коридоров между частями города, разными его функциональными зонами. Каркас выделяет участки — узлы и полосы лучшей транспортной доступности, предпочтительные для концентрации самых значительных объектов, и в процессе развития города все более предстает как наиболее интенсивно используемая часть городского пространства. Сердцевина планировочной структуры и ее каркаса, главный скрепляющий их узел — центр города". Это самая активная часть города, отличающаяся наибольшим разнообразием и наивысшей интенсивностью деятельности, престижная и удобная для контактов, для размещения наиболее притягательных объектов. Это символ города. В сознании людей город обычно отождествляется с его центром, в котором горожанин прежде всего чувствует причастность к своему городу. Центр привлекает и жителей города и в еще большей степени его гостей. Это, по сути, собирательный образ города. Архитекторы А.Э.Гутнов и Глазычев отмечают роль центра как “школы новизны”, так |как на протяжении всей истории цивилизации именно в нем появлялись новинки, обосновывались первые банки, биржи, театры, почтамты, торговые пассажи, многоэтажные универсальные магазины, уличный свет, лифты, трамваи и т.п.

Наряду с транспортно-планировочным каркасом в городе формируется имеющий важно оздоровительное значение экологический каркас, образованны зелеными насаждениями и водными пространствами.

Планировочные структуры городов складываются под сильным влиянием природных условий местности, народнохозяйственного профиля города его генетических особенностей. Различные комбинации этих основных факторов определяют разнообразие планировочных структур, некоторые их типы являются наиболее часто повторяющимися.

Естественно образуется полосовидная структура, когда город вытягивается вдоль крупной реки или морского побережья, особенно когда береговые горные хребты препятствуют развитию города в глубь территории.

Многолучевая, звездчатая структура возникает в городах, располагающихся в узле дорог. Улицами-протуберанцами вдоль дорог город как бы врастает в окружающий район.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи о педагогике:

Психолого-педагогический аспект развития коммуникативных способностей младших школьников
В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме развития культуры общения младших школьников. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальн ...

Классификация дидактических игр
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическу ...

Детский производительный труд в мастерских коммуны имени Ф. Э. Дзержинского
В период с 1927 по 1929 год в коммуне имени Дзержинского существовали учебные мастерские: слесарно-механическая, деревообделочная, швейная и сапожная. Кроме того, была организована кузница. Задача учебных мастерских заключалась в том, чтобы приобщить воспитанников, бывших беспризорных детей, к труд ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru