Деятельность школьного туристского клуба
-выступления, доклады о состоянии Чудесницы и пещер Пермской области на школьных и районных краеведческих конференциях;
-выступления в школьном ежемесячном журнале;
-беседы с показом фотографий и слайдфильмов, воспитывающих экологическую культуру школьников.
В результате камеральной обработки результатов походов, глубокого анализа литературы была проведена следующая работа:
-обобщен и ситематизирован материал об истории изучения пещер Прикамья, происхождении, строении, эволюции уральских пещер, особенно – разнообразном значении пещер как уникальных природных образований (материал приведен в приложениях, является прекрасным справочным пособием при планировании и подготовке спелеопоходов в Пермской области, для подготовки лекций и докладов);
-изучены официально-нормативные документы, касающиеся пещер – памятников природы (материал приведен в приложениях, он также может быть использован на уроках географии, экологии, при планировании и организации походов);
-систематизированы нравственно-экологические правила поведения человека при посещении пещер;
-составлен вариант эколого-краеведческого маршрута «Куда не заглядывает солнце» (спелеопоход в пещеры Пашийская и Чудесница), который отвечает многим требованиям школьного туристского похода, имеет большое образовательное, воспитательное и рекреационное значение;
-разработан рекламный эколого-просветительский буклет «Подарки древнего моря», направленный на формирование экологической культуры во время спелеопоходов, устойчивого интереса к природе родного края.
Перспективы работы в следующем:
-разработка эскизов информационных природоохранных аншлагов, поиск спонсоров для их изготовления и установки;
-агитационные выступления в школах, турбазах с пропагандой изменить цель посещения пещер: от простого созерцания к выполнению организованных природоохранных мероприятий (санитарная чистка пещер, просветительская работа среди населения и т. д.)
-продолжение выпуска рекламной продукции: выпуск листовок «Возьмем пещеры под защиту!», наклеек с изображением краснокнижных животных – обитателей пещер Пермской области и тд.
В результате длительного эксперимента педагогами школы был отработан оптимальный режим работы школы экологического профиля, осуществлена корректировка учебных планов и программ, определено место каждого школьного предмета в общей системе экологического образования. Проводившийся мониторинг основных экологических навыков и умений выпускников показал, что усвоенные знания и выработанные моральные принципы поведения постепенно трансформировались в личные убеждения подростков. Помимо хорошей информированности о сущности современных экологических проблем учащиеся могли прогнозировать и моделировать собственную деятельность в окружающей среде. Можно с уверенностью сказать, что выпускники школы являлись носителями экологических ценностных ориентаций, общечеловеческой и национальной культуры.
Эксперимент по созданию модели экологического образования был успешно закончен, но школа не могла существовать в режиме функционирования. Экология как образовательная область позволила достичь единства научно-познавательного, нормативно-правового и деятельностного компонентов в образовательной политике школы. Реализация этих компонентов обеспечивалась углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля, их интеграцией, введением разнообразных спецкурсов на базе вузов города, включением предмета «Экология» в учебный план, организацией учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся. Наличие классов образовательного и углубленного направления в стенах одного учебного заведения вызвало необходимость разработки различных вариантов учебного плана, подбора программно-методического обеспечения, а также определения разных подходов к преподаванию учебных дисциплин. На данном этапе развития школы формирование ценностной ориентации к природе у подростков по-прежнему являлось одним из главных аспектов образовательной политики.
В настоящее время, в условиях социально-экономических реформ, когда меняется характер труда и возрастают требования к качеству рабочей силы, ценность личностно ориентированной модели образования значительно возрастает. Современный российский рынок нуждается в высококвалифицированных, профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистах. Известно, что профессиональное самоопределение рассматривается учеными и педагогами как длительный процесс развития личности в качестве субъекта профессиональной деятельности. Его успешность зависит от внутренней активности подростков, поэтому в школьной системе обучения необходимо изменить приоритеты в ценностях образования, а также научить учащихся строить личные профессиональные планы.
Статьи о педагогике:
Ценностные ориентации: социокультурный контекст
В начале работы следует обозначить принципиально важную для нас взаимозависимость систем ценностей людей и типа общества, в котором они живут. Поскольку ценности это психосоциальное явление (более подробно – в гл. 1.3.), то и структура ценностей индивидов, групп во многом зависит от типа общества, ...
Задания и упражнения для тестового контроля речевых умений
Речевые умения – это способность управлять речевыми навыками для решения задач, возникающих в ходе речевых действий, таких как умения аудировать, говорить, читать, писать, переводить. Качества умения: осознанность – заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель дейст ...
Разноуровневое обучение
Разноуровневые задания разработаны в соответствии с Положением о десятибалльной системе оценивания учебных достижений учащихся, основанной на 5 уровнях усвоения. Во избежание перегрузки учащихся работу нужно планировать с учетом отдельных заданий одного или нескольких уровней Выполнение таких задан ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования