Анализ практического опыта формирования положительного отношения младших школьников к миру труда и профессий
Результаты бесед с первоклассниками убедительно показывают ведения плановой, систематичной работы по формированию у младших школьников правильных представлений о труде родителей, его общественной значимости.
На примере ознакомления младших школьников с трудом доярок, покажем работу, организуемую Л. Ф. Петровой. В условиях города организовать наблюдения за деятельностью доярок невозможно. Поэтому педагог в своей работе решила использовать художественную литературу, картины, фотографии. Учителем была подобрана детская художественная литература на эту тему, иллюстрации, фотоснимки, на которых запечатлена работа на животноводческой ферме. На фотографиях и иллюстрациях ученики увидели доильные аппараты, а из рассказов учителя узнали, что их изобрели инженеры и сделали рабочие на заводе, чтобы облегчить труд доярок, помочь им увеличить надои молока.
Много интересного о труде животноводов младшие школьники узнают из детской художественной литературы. Например, из книги Н. Поляковой «За что спасибо говорят маме». Слушая рассказы, младшие школьники узнают, что труд животноводов нелёгок, но очень почётен и нужен всем.
Когда у младших школьников уже были сформированы некоторые представления о труде доярок, педагогом была проведена беседа с использованием кинофильма «Кружка молока». Младшие школьники оживлённо обсуждали фильм. Учительница в ходе беседы стремилась акцентировать внимание на отношении доярок к труду, на том, как они помогают друг другу.
В школе, где работает Л. Ф. Петрова, практикуется проведение праздников труда, в которых активное участие принимают родители учеников. Рассказывая о своём труде, они приводят интересные примеры, говорят о том, что труд их почётен.
Экскурсии, наблюдения, рассказы учителя, родителей обогатили представления младших школьников о труде взрослых, а имея эти представления младшие школьники стали осознавать, что их родители производят продукты, нужные всем людям, что труд их почётен.
Л. Ф. Петровой также было замечено, что у ребят появляется интерес к трудовой деятельности взрослых. Младшие школьники самостоятельно старались побольше узнать о труде своих родителей и с гордостью рассказывали об их успехах в классе. Интересней и осознанней становятся высказывания школьников. Они самостоятельно дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда.
Итак, учителя начальных классов используют в своей работе по формированию положительного отношения к труду у младших школьников разнообразные формы и методы: экскурсии, организацию праздников, игр, участие младших школьников в разнообразных видах труда.
Изучив теоретические основы формирования положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников, мы сделали некоторые выводы.
Трудовое воспитание – непременная и неотъемлемая составная часть общей системы воспитания школьников. Трудовое воспитание создаёт наиболее благоприятные предпосылки для включения каждого из психических свойств в многостороннюю часть с другими свойствами и их взаимного воздействия. Всестороннее и гармоничное развитие обеспечивает общий подъём одарённости человека, динамично и целостно выражающий его творческую природу. Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у младших школьников в повседневных практических делах, в разнообразных видах общественно полезной деятельности. Организуя в школе работу по формированию положительного отношения младших школьников к труду, необходимо учитывать их возрастные особенности, используя при этом не только включение младших школьников в различные виды деятельности, но и систематически проводя профориентационную работу, заключающуюся в ознакомлении младших школьников с самыми распространёнными профессиями.
Статьи о педагогике:
Анализ результатов экспериментальной работы по развитию творческого
потенциала подростков с помощью занятий по фотоискусству
Для выявления эффективности проведённой работы по формированию творческого потенциала подростков был повторно проведен тест Гилфорда на развития дивергентного (нестандартного) мышления испытуемых. Результаты теста показали увеличение среднего показателя на 10%, высокого показателя на 10% оригинальн ...
Характеристика функционального состояния организма школьников
С момента рождения ребёнка и до 16 лет сердце увеличивается больше, чем в 10 раз, причём рост размеров сердца идёт неравномерно в разные возрастные периоды. Наиболее интенсивный прирост сердца наблюдается на первом году жизни и в возрасте от 13 до 17 лет. За время пубертатного периода объём сердца ...
Внедрение новых технологий
При всех различиях познавательной деятельности школьников средних и старших классов и при соответствующих этому различиях в методике обучения истории формирование исторических знаний проходит общие для всех учащихся основные этапы движения от незнания к знанию, от неполного, поверхностного, отрывоч ...
Меню
- Главная
- Воспитание трудолюбия дошкольников
- История развития педагогики
- Физическая культура в младших классах
- Детская и юношеская субкультуры
- Развитие женского образования в России
- Психология и педагогика
- Перспективы образования