Методы оценки здоровья и особенности физиологического развития школьников

Перспективы образования » Физиолого-педагогические особенности развития учащихся в подростковом возрасте » Методы оценки здоровья и особенности физиологического развития школьников

Страница 3

5. Определение состояния свода стопы (плоскостопия).

6. Изучение функционального состояния дыхательной системы с использованием теста «Задержка дыхания».

7. Исследование функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы гарвардским «степ-тестом», выполнением ортостатической пробы.

2.3. Физиолого-педагогические особенности развития учащихся в подростковом возрасте.

В 12 лет происходит усиленное развитие сердечно-сосудистой системы. Темп развития сосудов более медленный. В этом возрасте наблюдается повышение артериального давления в результате сопротивления относительно узких сосудов. В 12 лет при пульсе 80 уд/ мин. Мх артериальное давление равно 103мм и Мп - 62мм, а в 15 лет соответственно - чес - 74 уд/ мин., Мх - 110мм, Мп - 70мм. Из-за преобладания, симпатических влияний продолжает оставаться легкая возбудимость сердца. В этом периоде возможны повышенное сердцебиение, аритмия, экстрасистолия, систолические шумы и другие нарушения сердечной деятельности.

Преподавателям и тренерам необходимо иметь в виду эти отклонения. Это говорит о том, что упражнения на выносливость и взрывную силу, натуживания. необходимо давать при соблюдении врачебного и педагогического контроля, достаточно дозировано. С окончанием полового созревания такие явления обычно исчезают.

Число дыханий у подростков равно в среднем 19-20 раз в минуту. Жизненная емкость легких с 1900 смЗ в 12 лет повышается до 2700 смЗ в 15 лет. Вследствие активного роста костной ткани в составе крови отмечается небольшое уменьшение гемоглобина (73-84%), увеличение количества лейкоцитов (8-9 тыс.) и процента лимфоцитов (28-30%) (55,69,70).

Наибольшему изменению подвергается физическое развитие подростков. Рост в длину увеличивается приметно на 8-12 см. Вес увеличивается до 8 кг за год. Увеличивается и объем грудной клетки. Сила мышц возрастает. Сила кисти у мальчиков возрастает до Зб кг, становая до 92 кг.

Преподавателям и тренерам необходимо иметь в виду эти отклонения. Это говорит о том, что упражнения на выносливость и взрывную силу, натуживания, необходимо давать при соблюдении врачебного и педагогического контроля, достаточно дозировано. С окончанием полового созревания такие явления обычно исчезают.

Подростковый возраст охватывает этап жизни от 11 до 18 лет. В этот период возникает и завершается ряд морфологических, физиологических и психологических процессов, существенно отличающих подростка от детей и взрослых. Процессы перестройки организма вызывают значительные сдвиги в формировании личности. Интенсивно перестраиваются нервно-регуляторные механизмы и нейрогуморальные соотношения. В подростковом возрасте наиболее активно формируются специфические области головного мозга, возникают новые связи между различными отделами нервной системы. Одновременно происходит интенсивный рост центральной серой субстанции гипоталамической области, через которую устанавливается связь между вегетативными центрами и гипофизом. Под влиянием импульсов четверохолмия передняя доля гипофиза выделяет неспецифический половой гонадотропин, стимулирующий развитие половых желез.

Наиболее энергичный рост организма происходит до наступления пубертатного периода. Ф.Ф. Эрисман установил, что у детей 10-13 лет на 100 см. роста ежегодный прирост веса равен 0,6-0,7 кг, у подростков в пубертатном периоде он в 3-4 раза больше и достигает 2-2,5 кг. Не менее интенсивно протекает рост костей, где изменяется их гистологическое строение и их химический состав, где происходит постепенное замещение органических веществ минеральными солями. В возрасте 12-13 лет интенсивно возрастает мышечная сила, совершенствуются двигательные качества мышц, чувство пространственных отношений и мышечных ощущений. Скорость двигательных реакций у подростков к концу пубертатного периода почти аналогична скорости двигательных реакций у взрослых. В этой связи подросткам свойственны состояние повышенной утомляемости. В отношении психики ребенка происходит слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов, возникновение и нарастание повышенного интереса к событиям окружающей жизни, стремление к личному участию в них.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи о педагогике:

Особенности педагогической системы школьного образования в послереволюционной России
В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета Народных Комиссаров все учебные заведения были пере­даны Народному комиссариату просвещения. В его дея­тельности большую роль сыграли А. В. ...

Построение учебной деятельности. Материально-техническая база
Учебный процесс в Института социально-экономического развития организован в зданиях и помещениях в соответствии с договором аренды и договорами о безвозмездном пользовании. Для обеспечения комплексной подготовки выпускников по специальностям в Института имеются помещения, аудитории, кабинеты и лабо ...

К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста
Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. "Родное слово" – это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. "Родное слово" представляет собой систематическое рук ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.mainedu.ru